ВЕТХОЗАВЕТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 9

В первый день седьмого месяца Ездра торжественно читал Закон перед народом (Неем. 8:2). Во второй половине XX в. предметом споров в библеистике стал вопрос о существовании древнеизраильского Праздника восхождения Яхве на трон, о котором говорится в текстах царских псалмов (Пс. 47; 92; 96; 97; 98). Норвежский протестантский экзегет Зигмунд Мовинкель и многие другие связывают этот праздник с осенним праздником допленного времени (новолетием). Аргументируя свою позицию, сторонники существования этого праздника указывают на некоторые, по их мнению, параллельные представления о Боге как Царе в мифологии окружающих Израиль народов (особенно идеи творения мира и борьбы с хаосом). Во время этого праздника, по мнению З. Мовинкеля, Царство Яхве, Которого почитали как Царя творения и всех народов, воспевалось в гимнах во время храмового богослужения, совершавшегося для сохранения и спасения мира от хаоса (ср. Пс. 92, 95, 96). Однако, по мнению других исследователей, это всего лишь один из моментов осеннего или новогоднего праздника, а не отдельный праздник. День очищения (искупления) – один из важнейших древнеизраильских праздников, восходит ко временам Моисея (Лев. 16:29–34; 23:26–32; 25:9; Числ. 29:7–11). Празднуется в десятый день седьмого месяца (этаним). В этот день созывается священное собрание, полностью воздерживаются от любой работы, поскольку это суббота суббот (покоя) – Лев. 16:31; 23:32 – время, когда следует смирять (постом) свои души (Лев. 16:29, 31; 23:27, 32; Числ. 29:7). День очищения был единственным днём в году, когда Аарон, а после него и другие первосвященники (Лев. 16:2, 32) могли входить во Святая Святых скинии, где помещался ковчег Завета, над крышкой которого Господь являл в облаке Своё Присутствие. Аарон должен был входить в скинию в особых священных льняных одеждах, предварительно омыв своё тело. Никто другой не мог войти в скинию, когда первосвященник совершал там священнодействия, очистительные жертвоприношения (тельца и козла в жертву за грех, кровью которых окроплял крышку ковчега Завета и перед ней, и двух овнов во всесожжение), искупая (очищая от грехов) себя, Святая Святых, скинию собрания с жертвенником, священников и всё собрание народа. Особое внимание в литературе уделяется ритуалу, связанному с так называемым козлом отпущения. Согласно главе 16 книги Левит, Аарон должен был взять от общества сынов Израилевых двух козлов в жертву за грех, поставить «перед Господом у входа в скинию собрания» и бросить жребии: один козёл, согласно выпавшему ему жребию, приносился первосвященником Господу в жертву за грех, а другой, на которого выпал жребий Азазелю, отсылался с нарочным в пустыню.

 



 
PR-CY.ru