ВЕТХОЗАВЕТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 2

Приносящий возлагает руку на голову жертвы; если жертва приносилась от всего общества, то руки возлагали старейшины (Лев. 4:15), умерщвляет её, снимает шкуру (кожу) и рассекает на части; священники принимают жертву, окропляют её кровью жертвенник (кровь птиц, также предварительно умерщвляемых, сцеживается и выливается у стены жертвенника) и кладут на огонь жертвенника отдельные части жертвы; голову и тук (жирные части), а также внутренности животного, прежде чем положить на огонь, моют в воде. Огонь всесожжения должен гореть непрерывно (Лев. 6:12–13). В Лев 6:15–16 при описании жертвы всесожжения употребляется термин, который встречается во Втор. 33:10 редко как дополнительное определение (например, в 1 Цар. 7:9; Пс. 50:21). Хлебное приношение, или минха (Лев. 2:1–16) – бескровная жертва, добровольное приношение Господу. Может представлять собой пшеничную муку с добавлением ливана, которую полили елеем, пресный пшеничный хлеб, смешанный с елеем, пресные лепёшки, помазанные елеем; пшеничную муку со сковороды или пшеничную муку из горшка, смешанную с елеем. Всякое хлебное приношение должно быть также с «солью Завета Бога» (Лев. 2:13). Часть («полную горсть») священник сжигает «в память» на жертвеннике; остальное съедается священниками. Термин, который первоначально, как полагают исследователи, имел общее значение «дар» (ср.: Быт. 32:21–22, 43:11, 15), в политико-административном смысле употреблялся как «дань» (ср.: 2 Цар. 8:2–6; 3 Цар. 5:1; 4 Цар. 8:8–9; 17:3–4). В Быт. 4:3–5 этот термин обозначает дар Каина от плодов земли и дар Авеля от первородных овец. В священнических текстах это слово употребляется в значении бескровной, растительной жертвы, которая могла приноситься как отдельно (как об этом говорится во второй главе книги Левит), так и в качестве добавочного жертвоприношения при жертве кровной, всесожжении или мирной. Мирная жертва (Лев. 3:1–17; 7:11–21, 28–36). Еврейское наименование жертвы исследователи переводят как «жертва воздаяния». Русское наименование «мирная жертва» восходит к Септуагинте (LXX), где термин «шеламим» связывается со словом «мир» (сама жертва обозначается в Септуагинте как «жертва спасения»). Приносится из крупного и мелкого скота мужского или женского пола, без порока. Часть жертвы (тук, почки, сальник на печени) сжигается священниками на жертвеннике, а остальное съедается священниками и жертвователями; в жертвоприношении принимают участие не только священники, но и те, кто жертву приносит. Мирная жертва подразделяется на три вида: жертва благодарности (Лев. 7:11–15; 22:29) Господу за Его благодеяния; жертва по обету (Лев. 7:16, 22:18–21); жертва от усердия, или добровольная (Лев. 7:16; 22:18–21). Жертва за грех (Лев. 4:1–5; 13, 6:17–23 [24–30]) приносится во искупление определённых непредумышленно («по ошибке») совершённых грехов. Священник и всё общество Израиля приносят тельца (быка) без порока, начальник – козла без порока, представитель «народа земли» (см. Ам-ха-арец), т.е. полноправный гражданин, – козу или овцу без порока, бедняк – двух горлиц или двух молодых голубей, очень бедный человек – десятую часть эфы (одна эфа – около 40 л) пшеничной муки. Священники сжигают часть жертвы (тук, почки, сальник на печени), а остальное съедают. Жертва повинности (Лев. 5:14–19; 7:1–10) приносится аналогично жертве за грех. При этом возмещается весь нанесённый ущерб, а также «прилагается к тому пятая доля».

 



 
PR-CY.ru