ВЕТХОЗАВЕТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 4

Многие молитвы известны из Книг Паралепоменон (2 Пар. 14:11; 20, 6–12). Псалмы как (частные) молитвы встречаются в Исх. 15:1–18; Втор. 32; 33:2–5, 26–29; 1 Цар. 1, 2; 2 Цар. 22 (=Пс. 17); Ис. 12; Авв. 3; Иона 2 и в 1 Пар. 16 –  соединение нескольких псалмов и молитв, используемых в официальном культе и вне его. Благочестивый израильтянин молился три раза в день (Пс. 54:18 и Дан. 6:10). Установленного единого положения на молитве не существовало: он преклонял колена, падал ниц или склонялся, простирал руки (3 Цар. 8:38, 54; Иc. 1:15), воздымал их вверх (Пс. 140:2). Сохранились изображения молящегося человека. Молитва иногда сопровождалась жертвоприношением (Иов. 42:8), плачем и постом (1 Езд. 8:21, 23; 10:1; Неем. 1:4; Дан. 9:3–4). В Псалтири исследователи выделяют несколько видов молитв, имеющих как общие, так и характерные структурные элементы. Наиболее распространённый жанр – так называемые плачи (Пс. 5; 12; 21; 141 и др.), одной из особенностей которых является то, что молящийся сразу и прямо обращается к Богу без приуготовительных слов восхваления (Пс. 12:2; 21:2). Это характерно как для храмовой молитвы, так и для частной (ср.: «мой Бог», «мой Пастырь», «мой Спаситель», «моя Помощь» или «наш Бог», «Пастырь Израиля» и т.п.). Другим важнейшим жанром псалмов является восхваление Бога: Господь живёт «среди славословий Израиля» (Пс. 21:4), воспеваются в гимнах Его действия (ср. Пс. 32). Предметом восхвалений являются действия Бога в творении (Пс. 103; 138; 147) и истории (Пс. 134; 135), восхваления вызваны ожиданием и предвкушением Царства Божия (Пс. 46; 92; 95; 98), присутствием Господа в храме и граде Божьем (Пс. 45; 47; 75; 83; 86). Но были псалмы-плачи и молитвы, оставшиеся неуслышанными, и тогда молящийся должен был призывать Бога часто и долго (1 Цар. 7:8; Пс. 54:18; 91:3; Неем. 1:6). С песнями благодарения (например, Пс. 29; 65:13 и сл.; 115; 137) во время культовых действий, совершавшимися в семье или общине (ср.: Пс. 29:5; 31:11; 33:4), часто соединялись жертвоприношения во исполнение обета, когда несчастье уже миновало (Пс. 21:26; 55:13; 66:13–15; Иона. 2:10). Определяющей для ветхозаветного богослужения всегда оставалась вера в то, что богослужение Яхве должно совершаться в определённых местах, где Он открывал Себя (см. Богоявление), но только в пределах данной Им Израилю земли (Быт. 4:14; 1 Цар. 26:19), и что Господь «живёт» на небесах (Быт. 11:5; 18:21; 21:17; 22:11; 28:12; Исх. 19:11, 18, 20) и везде слышит молитву верующих в Него (Быт. 24:12; Суд. 16:28; 1 Цар. 27:1 слл.). В период патриархов Яхве являл Себя в местах, ставших затем ханаанейскими святилищами: Быт. 12:7 (Сихем), Быт. 13:18 (Хеврон), Быт. 26:23 слл. (Вирсавия), Быт. 28:10 слл. (Вефиль), Быт. 32:2–3 (Маханаим) и др. В Египте единого места для богослужения у евреев, как полагают исследователи, не было (ср.: Ам. 5:25–26), а со времени путешествия Израиля по пустыне священными местами стали гора Синай (Исх. 3:1 слл.) и источник Мишпат (Кадес). После захвата евреями Ханаана языческие капища были превращены сначала в племенные святилища Израиля (Силом, Мицпа и др.), в более позднее время – в царские святилища. Однако в ветхозаветной традиции авторитет Синайского Богоявления никогда не ставился под сомнение. Эти святилища исчезли с установлением централизованного иерусалимского богослужения.

 



 
PR-CY.ru