ВЕТХОЗАВЕТНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - Страница 5

Благоговейным почитанием у евреев ещё со времени путешествия по пустыне были окружены священные предметы, особенным образом указывавшие на присутствие Яхве: ковчег Завета, Ааронов жезл, змей, сделанный Моисеем (Исх. 4:17; 17:9, 15–16; Числ. 21:8–9; Втор. 33:8), скиния собрания, где Яхве являлся Моисею в облаке и сообщал Свою волю (Исх. 33:7–11). Cкиния была центром ветхозаветного богослужения. Она была сооружена в первый год исхода евреев из Египта, а после завоевания Ханаана поставлена в Силоме (Суд. 18:31), откуда перенесена сначала в Номву (1 Цар. 21:1–9), а при царе Давиде – в Иерусалим (2 Цар. 6:16; 7:1). Скиния представляла собой шатёр, поддерживаемый подмостками из 48 толстых досок из дерева ситтим (или акации). Была покрыта кожами, имела прямоугольную форму и разделялась на две части: святилище и Святая Святых (Исх. 26:33). В святилище находился алтарь, где воскуряли особый фимиам, составленный из различных благовоний (Исх. 30:8–9, 20–38), золотой семисвечник и позолоченный стол из дерева ситтим с 12 хлебами предложения (Исх. 25:23–30; Лев. 26:5–8), которые менялись каждую неделю. Во Святая Святых находился Ковчег Завета, название которого происходит от хранившихся в нём скрижалей Завета (Исх. 25:16, 21; 34:29; 40:18; Втор. 31:26). Он представлял собой ящик из дерева ситтим, покрытый изнутри и снаружи золотыми пластинками. Верхняя часть ковчега окружалась золотым венцом. В четырёх углах располагались четыре золотых кольца, в которые продевались шесты из позолоченного дерева акации для перенесения его из одного стана в другой (Числ. 10:33–36). Два золотых херувима, расположенные друг напротив друга на двух концах крышки, покрывали её своими распростёртыми крыльями (Исх. 25:17–22). Перед скинией был устроен окружённый оградой двор, где приносились жертвы, и собирался народ. Во дворе находился жертвенник – алтарь для заклания жертв, на котором непрерывно поддерживался священный огонь. Близ алтаря было поставлено «медное море» – обширный резервуар, из которого священники перед входом в святилище или перед приближением к алтарю черпали воду для омовения рук и ног в знак внутренней чистоты. Со времени царя Соломона до вавилонского плена местом общественного богослужения был иерусалимский храм, построенный по подобию скинии и разрушенный Навуходоносором в VI в. до н.э. Во время вавилонского плена евреи были лишены определённого места для общественного богослужения. Но после плена таким местом вновь стал восстановленный при Ездре и Неемии иерусалимский храм. Он был окончательно разрушен в 70 г. н.э. римским императором Титом. Ветхозаветные патриархи сами совершали общественные богослужения. В последующий период, согласно Завету, заключённому на горе Синай (Исх. 19:6), весь израильский народ стал царством священников, так что совершение общественного богослужения было всеобщим правом. Его осуществление возлагалось, как полагают исследователи, на «первенцев сынов Израилевых», которые были посвящены Богу, в воспоминание о первенцах египетских (Исх. 13:12; Числ. 8:17). Для осуществления богослужения Бог избрал колено Левия. Священство, назначением которого было совершение жертвоприношений, было предоставлено одному из семейств этого колена – семейству Аарона.

 



 
PR-CY.ru