ИСМАИЛИТЫ

ИСМАИЛИТЫ, батиниты, малахида, ал-батинийа (от араб. батин – «внутренний», «скрытый») – последователи одного из основных направлений шиизма. История секты исмаилитов представляет собой одну из самых увлекательных страниц в общей истории ислама: интриги, тайны, неожиданные повороты событий, головокружительные политические успехи и столь же головокружительные падения. И хотя исмаилиты не имели такого количества сторонников, как, например, имамиты, в течение нескольких веков они оставались самой известной и самой знаменитой мусульманской сектой не только в исламском мире, но и далеко за его пределами. Начало исмаилитского движения относится к середине VIII в. и связано с расколом среди шиитов по вопросу о преемнике шестого шиитского имама Джафара ас-Садика (см. Джафариты). После того как он, вопреки традиции, лишил права на имамат своего старшего сына Исмаила (ум. в 762 г.) и провозгласил наследником младшего сына Мусу Казима, часть шиитов сочла этот акт незаконным, что и послужило причиной образования секты. Но поскольку Исмаил умер раньше отца, исмаилиты признали своим главой и седьмым имамом сына Исмаила (внука Джафара) Мухаммада. С этого момента сторонники сохранения имамата в потомстве Исмаила в противоположность остальным шиитам стали называть себя исмаилитами. Раскол носил чисто политический характер, и поначалу никаких богословских разногласий между исмаилитами и другими шиитами не было. Имам Мухаммад (12-й по счету) таинственным образом исчез (в 795 г.), когда был еще ребенком. После его смерти (точнее, исчезновения) среди его приверженцев также произошел раскол. Одни считали его последним «видимым» (седьмым) имамом и ожидали его возвращения в качестве Махди, который восстановит в мире справедливость. В отличие от них, большая часть шиитов почитает не семь, а двенадцать святых имамов. Потомки же Мухаммада ибн Исмаила бежали от преследований в Сирию, Хорасан и другие страны. Исмаилиты провозгласили их «скрытыми имамами» и от их имени развернули энергичную пропаганду, благодаря которой им удалось закрепиться в Северной Африке и основать Фатимидский халифат (см. Фатимиды). Однако вначале они не имели большого влияния, а их учение на протяжении ста лет не отличалось особой оригинальностью. Новый импульс  деятельности секты в середине IX в. дал иранский проповедник Абдаллах ибн Маймун аль-Кеддах (по прозвищу «Окулист»). Под влиянием своего отца, глазного врача, который всю жизнь с увлечением занимался алхимией, аль-Кеддах уже в юности приобщился к тайным наукам. По характеру он был человек ловкий и честолюбивый. Возглавив в 864 г. секту исмаилитов, аль-Кеддах в короткий срок ее реформировал и придал ей хитрую и сложную организацию. Он же разработал принципиально новое вероучение, выделившее исмаилитов среди других течений шиитского ислама. В основе этого вероучения лежал догмат о «скрытом имаме». Многое, правда, было заимствовано из неоплатонизма и зороастризма, а также из индийских учений о карме. Аль-Кеддах говорил о том, что мир никогда не был лишен имама, только он не всегда был виден людям. Исчезновение и появление имама в мире можно уподобить появлению и исчезновению света и тьмы, т.е. дню и ночи. На «явную» и «скрытую» делилась и доктрина исмаилитов: существовала «внешняя», как бы официальная, доктрина (захир) и «внутренняя», тайная (батин), и каждому пункту внешней доктрины соответствовал углубляющий его значение пункт внутренний. Внешняя доктрина мало чем отличалась от общего учения шиизма, кроме положения о седьмом имаме, и была доступна всем членам общины.

 



 
PR-CY.ru