ИСМАИЛИТЫ - Страница 3

Однако ряд исследователей склонны считать, что это – лишь идеальный проект, а не реальное положение дел. Что же касается вероучения, то оно успешно развивалось, а идея сакрально обусловленной необходимости имамата и его поддержания в потомстве Али и сегодня составляет основу религиозно-политической доктрины исмаилитов. Повиновение непогрешимому имаму и джихад входят в число основных «устоев веры» (дааим ал-ислам). Надо признать, что на первых порах успех пропаганды аль-Кеддаха был колоссальный. Выступая от имени «скрытого» имама (это был кто-то из потомков Исмаила, но кто – неизвестно), он руководил фактически всеми делами секты, умел с удивительной тонкостью и расчетливостью подбирать себе помощников из разных слоев общества, разных наций и разных религий. Вскоре сеть тайных, хорошо законспирированных исмаилитских организаций покрыла всю территорию Халифата. В них существовала строгая вертикальная иерархия посвящений, которых было семь: 1) мустаджиб – новообращенный, не знающий о существовании тайной доктрины; 2) маазун (допущенный), которому тайное учение сообщалось частично; 3) даи (проповедник), изучивший «внутреннее учение» и возглавляющий местную исмаилитскую организацию; 4) худджа – верховный проповедник, глава региональной сети организации и знаток тонкостей внутренней доктрины; 5) имам – непогрешимый носитель Высшего знания, решения которого по всем вопросам подлежали беспрекословному подчинению; 6) самит; 7) натик. Верующие первых двух степеней посвящения составляли основную массу общины. Посвященные третьей и четвертой степеней были элитой секты. Наконец, имам (реальный глава исмаилитов) обладал в их глазах божественной властью, но кто он и где находится, фактически никто не знал. Сам Абдаллах не успел довести свое дело до конца. После его смерти в Саламии (в Сирии) место вождя секты занял его сын Ахмад. При нем она приобрела огромное политическое значение. Один из проповедников, посланный в 887 г. в Ирак, обратил в ислам некоего Хамдана ибн ал-Ашаса, получившего прозвище Кармат, и тот образовал особую группу исмаилитов, которых стали называть исмаилитами-карматами. В 890 г. они захватили пару областей в Аравии. Еще прежде, на рубеже VIII и IX вв. исмаилитское движение раскололось на две секты. Одни исмаилиты продолжали признавать «скрытыми имамами» потомков Мухаммада ибн Исмаила, а другие утвердились во мнении, что имамов (как и главных пророков) должно быть всего семь, и потому Мухаммад есть последний из них. Теперь же надо ожидать седьмого пророка (ал-Махди), который придет незадолго до Судного дня. Последователей этого учения стали называть карматами, а их противники продолжали именоваться исмаилитами. Окончательный разрыв между ними произошел около 899 г. В конце IX в. во главе секты встал Абу Саид, вероятно, сын Ахмада. Понимая, что пришла пора выйти из тени и «явиться» людям, он не пожелал довольствоваться ролью второго лица и прямо объявил себя имамом Убайдаллахом – одним из потомков Исмаила (можно предположить, что к этому времени все настоящие потомки Исмаила уже были устранены аль-Кеддахом и его сыном). Деятельность секты активизировалась. Во все концы мира высылались миссионеры, но наибольший успех их проповедь имела в Северной Африке, где действовал выдающийся проповедник Абу Абдаллах. Местные берберские племена всегда были в оппозиции к арабским халифам, и среди них легко распространялись различные религиозные учения, противопоставляющие себя суннитам. Главными носителями этих традиций были кутамиты – союз племен, обитавший на территории современного Туниса. Абу Абдаллаху удалось в короткий срок создать здесь обширную исмаилитскую общину и, опираясь на нее, сформировать сильную армию.

 



 
PR-CY.ru