ИСМАИЛИТЫ - Страница 5

В 1003 г. начались погромы христианских церквей, а в 1009 г. по приказу халифа в Иерусалиме разрушили храм Гроба Господня. Чтобы в бане можно было отличить правоверного мусульманина от еврея или христианина, первым предписывалось носить на шее бубенчик, а вторым – большой крест. Ал-Хаким ненавидел свет дня и вел исключительно ночной образ жизни. Точно так же по его воле должен был жить весь Каир: торг на рынках и базарах разрешался только ночью, а днем лавки предписывалось запирать. Женщинам вообще было запрещено выходить из дома (поэтому сапожникам запретили изготовлять женскую обувь). Строго соблюдался «сухой закон», запрещались всякие игры и развлечения, за исключением религиозных процессий. Все нарушители подлежали смертной казни. Сам ал-Хаким был личностью необычной, а египетские историки сообщают, что каждое появление халифа оказывалось впечатляющим и поразительным. Он обладал громовым голосом, и никто не мог выдержать взгляда его больших темно-голубых глаз. Ал-Хаким всегда появлялся перед народом в простой одежде, не имея ни одной драгоценности. В его общении было много своенравия и непостоянства, соединенных с жестокостью, безбожием и суеверием. Молился он, обратившись к планете Сатурн, и был убежден, что находится в постоянном общении с дьяволом. В 1017 г. ал-Хаким неожиданно умерил свои гонения на христиан и евреев, предоставив им возможность свободно исповедовать свою религию. Вместе с тем, он как будто окончательно уверовал в свою божественность. Титул имама был передан Хамзе ибн Али, который развернул энергичную деятельность по распространению нового учения. Несколько раз подданным объявляли, что халиф является божеством, но культ его в Египте так и не утвердился. 25-летнее правление ал-Хакима закончилось совершенно неожиданно. Каждый вечер халиф выезжал на сером осле из дворца, проезжал по улицам города и отправлялся в пустыню. Выехав однажды в 1021 г. таким образом из города, он отпустил своих слуг и не вернулся, а через несколько дней слуги обнаружили изувеченного осла и одежду халифа. Ни его самого, ни его тело с тех пор никто не видел. О его божественности в Египте больше не вспоминали, зато из среды фатимидских исмаилитов выделилась община хакимитов (или друзов), обожествлявших халифа ал-Хакима. Они считали его конечным воплощением Мирового Разума и ожидали его возвращения в конце времен. В Ливане образовалась их многочисленная община, которая дала начало новой этноконфессиональной общности, практически вышедшей за рамки ислама. Эти общины в горных районах Сирии и Ливана существуют и по сей день. Если до прихода к власти династии Фатимидов в 909 г. большой разницы между фатимидскими исмаилитами и карматами не было, то основание Халифата привело к окончательному размежеванию между ними. После же смерти ал-Хакима Халифат Фатимидов вошел в эпоху смут и упадка. Центральная власть утратила всякое влияние. Дворцовые интриги, убийство министров и других высокопоставленных лиц, мятежи и восстания стали обычным явлением. От Халифата стали отделяться Сирия, Тунис, Алжир, Марокко. В 1048 (или в 1051 г.) Тунис признал власть багдадского халифа из рода Аббасидов, в Алжире тогда же утвердилась самостоятельная династия Хаммадидов, Марокко перешло под управление Альморавидов, в самом Египте разразилась война между тюрками и негритянской гвардией. Смута, сопровождавшаяся сильнейшим голодом и эпидемией чумы, продолжалась семь лет. Страна была разорена до предела, погибло почти три четверти населения. Разбой армии затронул даже дворец правителя, из которого солдаты вынесли всю мебель, так что халифу пришлось некоторое время сидеть на простой циновке.

 



 
PR-CY.ru