ИСМАИЛИТЫ - Страница 6

В 1071 г. норманны завоевали Сицилию, а затем и Сирию, где халифу ал-Мустнасиру пришлось столкнуться с новым грозным врагом – турками-сельджуками, овладевшими Иерусалимом и Дамаском. Захватчики были ревностными суннитами, и поэтому местное население было готово их поддержать. В 1094 г., после смерти ал-Мустансира, в среде исмаилитов произошел очередной крупный раскол. Согласно завещанию халифа, ему должен был наследовать старший сын Низар, однако визирь Шаханшах передал престол его младшему (седьмому по счету) сыну ал-Мустали, который не имел никакой реальной власти и находился в полной зависимости от своего визиря. В 1095 г. Низар бежал в Александрию и попытался поднять восстание, его схватили, и дальнейшая его судьба неизвестна. Однако сторонники Низара вскоре образовали свою секту с центром в Иране. И если сторонники ал-Мустали (мусталиты), преобладавшие в Египте, представляли собой умеренное течение в исмаилизме, то сторонники Низара (низариты), верившие в близкое пришествие имама-Махди из потомков Низара, были крайне радикальными. Во главе иранских низаритов, отказавшихся признавать ал-Мустали, встал ветеран исмаилитского движения Хасан ас-Саббах. Отныне ни он, ни его преемники не считали правящих фатимидских халифов за имамов. Таковыми в их глазах были прямые потомки Низара, находившиеся «в сокрытии». Имена их никому не были известны, хотя и ходил слух, что малолетнему внуку Низара (ал-Муктади ибн ал-Хади) удалось спастись от своих врагов. И хотя в 1171 г. держава Фетимидов была завоевана султаном Салах-ад-Дином, сторонником правоверного суннизма, история исмаилитов на этом не закончилась. В конце XI в. иранские низариты создали в пределах империи Сельджуков свое государство. Центром была крепость Аламут (название переводится как «Орлиное гнездо»), располагавшаяся в горах Дейлема. Она была построена на отдельно стоящем утесе высотой 200 м и считалась неприступной. Несколько раз войска Сельджуков пытались завладеть Аламутом, но все их попытки были отбиты. Помимо Дейлема низариты контролировали Кухистан, где под их властью находились города Каин, Тун, Туршиз, Заузан, Табас, Хур, а также множество горных крепостей в Дамгане, Фарсе, Хузистане и Мазандаране. Однако эта чересполосица не вела к ослаблению их государства, а политическая структура исмаилитов составляла ощутимую конкуренцию доминировавшей в этом регионе династии Сельджуков. Верховная власть безраздельно принадлежала Хасану ас-Саббаху. Современникам он был известен как Шейх ал-джибал (Старец гор), а сам он называл себя даи имама (до фатимидского раскола этим имамом считался ал-Мустансир; после раскола – «скрытый имам»). Хасан был строг и суров. Все время он проводил в своем доме, занятый постом и молитвой, чтением книг и разработкой учения, а также разрешением государственных дел. Следуя примеру шейха, низариты вели умеренный, аскетический образ жизни: музыка и увеселения исключались, употребление или хранение вина было строжайше запрещено. За нарушение этого закона Хасан казнил даже одного из своих сыновей. Столь же суров и беспощаден он был и к своим врагам. Подвергавшиеся суровым преследованиям, в практике политической борьбы низариты и сами широко применяли террористические методы. Все те, кого Хасан приговорил к смерти, рано или поздно погибали. За всю историю секты низаритов ими было совершено около сотни громких политических убийств. Обыкновенно убийство совершали смертники-фидаи (фидай от араб. – «человек, готовый к самопожертвованию»). Каждое покушение тщательно готовилось. Порой между вынесением приговора и приведением его в исполнение проходили годы, в течение которых фидай прилежно выслеживал свою жертву.

 



 
PR-CY.ru