Словарь по христианству Ж ЖИРОВИЦКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

ЖИРОВИЦКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

ЖИРОВИЦКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ, Жировичская (празднование 7 мая) – чудотворный образ на камне, явленный близ имения Жировичи (Жировицы, Журовицы; современный Слонимский район Гродненской области, Белоруссия), находится в Жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы ставропигиальном монастыре (Минская епархия), принадлежит к числу главных из сохраненных святынь и исторических реликвий Белоруссии. Почитается православными, католиками и униатами. Сказание о явлении иконы, которое сложилось, как полагают исследователи, во второй половине XVI в. и было литературно оформлено жировицким иеромонахом Феодосием (Боровиком), имеет сходные черты с повествованиями о явлениях Купятицкой, Леснинской, Рышковской, Пюхтицкой и других чудотворных Богородичных икон. Жировицкая икона была явлена в лесу, в кроне цветущей дикой груши, стоящей под горой у источника. Пастухи, обнаружившие икону по исходящему от неё сиянию, отнесли образ владельцу этой местности, литовскому подскарбию православного вероисповедания Солтану, который спрятал его в ларец, откуда икона исчезла и вновь была явлена пастухам на том же дереве. Солтан построил на месте двукратного явления иконы церковь и поместил там Жировицкую икону, украсив её драгоценной ризой. Рядом с храмом впоследствии возникло поселение. В одной из рукописных версий «Гистории» иеромонаха Феодосия (Боровика), опубликованной Платоном Николаевичем Жуковичем, явление Жировицкой иконы отнесено к концу XV в., ко времени правления великого князя Литовского Казимира IV. В источниках XVII–XVIII вв. явление Жировицкой иконы относят к 1473, 1480, 1549, 1576 гг. Церковная традиция соотносит это событие с 1470 г.; такая датировка, впервые приведённая в публикации каноника И. Нарди, закрепилась в изданиях XIX–XX вв. Однако, по мнению исследователей, исторически наиболее достоверна предложенная в XVIII в. польским историком И. Стебельским дата события 1494 г.; отождествление основателя православной церкви в Жировичах с личностью земского подскарбия Александра Юрьевича, родоначальника белорусской шляхетской династии Солтанов, совершившего паломничество в Палестину и служившего при дворах европейских монархов, не имеет достаточных оснований. Имение Жировичи было пожаловано грамотой от 20 марта 1493 г. великим князем Литовским Александром Ягеллоничиком сыну Александра Юрьевича Солтана, «маршалку господарскому Ивашке Солтану Александровичу» (ум. около 1495 г.), который построил в Жировичах церковь. Её существование подтверждается копией документа 1516 г., хранящейся в архиве Литовской метрики, – жалобы сына Ивашки Солтана Александровича, Александра, на жену своего опекуна Литавора Хрептовича; среди имущества перечислены ценности, забранные пани Хрептович из ризницы церкви в Жировичах. Исследователи высказывали мнение, что явление Жировицкой иконы произошло в 1514 г., подобные гипотезы выдвигались со второй половины XIX в. на основе несостоятельных попыток отождествления личности Александра Солтана с епископом Иосифом (Солтаном), который в 1509–1519 гг. был митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси (в Вильно) и который в действительности принадлежал к другому роду. Сказание повествует, что спустя некоторое время после постройки деревянная церковь в Жировичах сгорела, а чудотворная икона исчезла.

 



 
PR-CY.ru