ЖИРОВИЦКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 9

Сюжет поклонения пастухов обретённой на грушевом дереве Жировицкой иконе помещён на клейме царских врат последней трети XVIII в. в Явленской церкви Жировицкого монастыря, в музее которого хранится находившаяся ранее в иконостасе Успенской церкви икона с изображением коленопреклонённых перед явленным на груше образом святителей – небесных покровителей униатских иерархов: митрополита Иосифа Вельямина Рутского и архиепископа Иосафата Кунцевича. Иконы XIX и XX вв. с изображением поклонения пастухов явленной на груше Жировицкой иконе есть во многих церквах Белоруссии. Менее распространён встречающийся на белорусских иконах XIX–XX вв. сюжет явления Жировицкой иконы после пожара с изображением восседающей на камне в сиянии света Богоматери с чудотворной Жировицкой иконой в руках: уже упомянутое живописное панно 1730 г.; роспись конца 1950 гг. в Успенском храме в Жировичах, выполненная белорусским художником-самоучкой В. Ковальчуком по благословению жировицкого архимандрита Антония (Мельникова). С начала 1990 гг. в честь Жировицкой иконы освящены церкви и часовни в Витебске при доме инвалидов, в городе Берёзовка Гродненской области, в деревне Лапичи Осиповичского района Могилёвской области (Белорусский Экзархат). О существовании чинопоследований в честь Жировицкой иконы в униатский период у исследователей сведений нет. Ныне поётся тропарь Жировицкой иконе «Помощи от Тебе требующия...», восходит к первой четверти ХХ в. Его начальные слова ориентированы на первый тропарь восьмой песни молебного канона восьмого гласа «Многими содержимь напастьми...», тропарь поётся на второй глас. Особый тропарь («Пред святою Твоею иконою...») полностью повторяет тропарь Почаевской иконе Божьей Матери и, как полагают исследователи, введён в употребление архимандритом Тихоном (Шараповым) в начале 1920 гг., когда почитание Почаевской иконы стало доминировать среди православного населения Польши. По отношению к Жировицкой иконе этот тропарь имеет некоторую несообразность (упоминание об «агарянских нашествиях»). Величание Жировицкой иконе составлено по образцу величания Почаевской иконе Божьей Матери. Начальные слова кондака четвёртого гласа «Величия Твоя кто исповесть...» повторяют седален после третьей песни канона из службы чудотворной иконе Божьей Матери «Неопалимая Купина», которая была составлена в начале ХIX в. архимандритом Фотием (Спасским). Некоторые части службы Жировицкой иконе уподоблены текстам службы иконе Божьей Матери «Неопалимая Купина». Автором большинства богослужебных текстов в честь Жировицкой иконы и акафиста ей считают протоиерея Константина Зноско. К церковному употреблению их благословил митрополит Варшавский и всей Польши Дионисий (Валединский) в конце 1920 гг. Служба в честь явления Жировицкой иконы, текст которой вошёл в богослужебные Минеи Московской патриархии, отредактирована в середине 1980 гг., при митрополите Филарете (Вахромееве). Жировицкой иконе посвящены стихотворные произведения, богословские, филологические, краеведческие и искусствоведческие исследования.



 
PR-CY.ru