ЖИРОВИЦКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 8

Две западно-полесские иконы середины XVIII в. – одна создана иконописцем Томашем Маковским для Пречистенской церкви в деревне Дивин (МДБК), другая датирована 1751 г. (Национальный художественный музей Белоруссии) – выполнены в технике резьбы по левкасу. Написаны лики и кисти рук, ножки Младенца. Одежды Божьей Матери и Младенца выполнены в невысоком рельефе, который посеребрён и позолочен. Характерная для иконографии Жировицкой иконы овальная обводка на обеих копиях иконы отсутствует. На происходящей из села Верхов на Волыни иконе (1745 г., не сохранилась) из собрания Волынского церковного древлехранилища изображены Жировицкая икона в облаках и под ними коленопреклонённые донаторы – ткач Вербский с супругой и дочерью. Среди живописных списков Жировицкой иконы, прославленных чудесами и получивших собственные имена, – Ляданская и Раковская иконы Божьей Матери. Ляданская чудотворная икона, созданная не позднее первой трети XVIII в., была семейной реликвией литовского мечника Игнатия Завиши и его жены Марцибеллы (в девичестве Огиньской), помещена ими в основанный (1732 г.) на их средства василианский Благовещенский монастырь в Лядах близ Минска. Другой список Жировицкой иконы находится в православной Преображенской церкви (1793 г.) местечка Раков под Минском; икона упоминается как чудотворная уже в архивных описаниях церкви конца XVIII – начала XIX вв. Она выполнена на холсте в живописной манере, по иконографии близка к спискам Жировицкой иконе, восходящим к фреске из Рима; расположенный по овалу текст написан латиницей, его буквы вырезаны из серебряной пластины. Значительное число живописных списков Жировицкой иконы XVIII–XIX вв. находится в храмах Белоруссии и Подляшья – в гродненском в Честь Рождества Пресвятой Богородицы женском монастыре, в церквах деревень Черняны, Заболоть, Милейчице (выполнена в 1851 г. иконописцем из города Кобрина Теодором Василевичем). В 1871 г. в Москве Аркадием Ивановичем Морозовым была отпечатана литография, на которой изображение Жировицкой иконы обрамлено по овалу венком цветов. Оно стало основой для многих живописных списков и цветных печатных воспроизведений Жировицкой иконы в настоящее время, например, икона в манере русской академической иконописи XIX в. в Софрино, исполненная по заказу архимандрита Стефана (Корзуна; ныне архиепископ Пинский и Лунинецкий). На них мафорий Богоматери традиционного для восточнохристианской иконописи цвета (пурпурно-красный, коричневый), может быть написан золотом или иметь белый цвет. Современные белорусские иконописцы привносят в свои интерпретации извода Жировицкой иконы иконографические черты образов «Богоматерь Феодоровская» и «Богоматерь Владимирская», изображают Младенца в длинном золотисто-красном хитоне, покрытом лучами ассиста. Таковы икона письма архимандрита Зинона (Теодора) в Жировицком монастыре, списки Жировицкой иконы в храмах Минска, Белостока, других городов и сёл Белоруссии и Польши. В расширенном изводе изображение Жировицкой иконы представлено в сиянии на грушевом дереве: не сохранившееся панно 1730 г., написанное к коронации Жировицкой иконы; гравюра 1742 г. в рукописном списке братии Жировицкого монастыря.

 



 
PR-CY.ru