ЖИРОВИЦКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 6

Надпись «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую», замеченная в XVII в. и вошедшая в иконографию Жировицкой иконы, на этом образе не сохранилась. Исследователи полагают, что она размещалась на ободке утраченного металлического обрамления Жировицкой иконы. Несмотря на необычную овальную форму, Жировицкая икона типологически соотносима с произведениями белорусской мелкой пластики XIII–XV вв.: каменными и резными по кости иконками, созданными под влиянием византийской традиции в Полоцке, Турове, Новогрудке, Минске, Гродно (Городне). К их числу принадлежит и более поздняя каменная Леснинская чудотворная икона Божьей Матери. Жировицкая икона относится к иконографическому типу «Умиление», к изводу, наиболее близкому к иконографии Феодоровской иконы Божьей Матери; по сравнению с ними письмо Жировицкой иконы отличает большая экспрессия в передаче движения фигур. Богоматерь, представленная почти поколенно с Младенцем Христом на правой руке, держит левую руку у груди, Её непокрытая голова сильно склонена вправо и прикасается к головке Сына. Младенец в коротком хитоне, который оставляет открытыми согнутые колени, прильнул к Матери, правая рука направлена к Ней, голова запрокинута. Нимбы имеют эллипсовидную форму; угадывается крещатый рисунок нимба Младенца, динамичные складки на мафории Божьей Матери; различимы традиционные греческие буквы в обозначении Их имён. Первое графическое воспроизведение Жировицкой иконы, помещённое в переиздании книги иеромонаха Феодосия (Боровика; 1628 г.), в наибольшей степени соответствовало иконографии оригинала. Надпись («Честнейшую Херувим…») на гравюре отсутствует. Ренессансный орнамент фона гравюры, по мнению исследователей, воспроизводил рисунок первого серебряного оклада Жировицкой иконы. Описания XVIII и XIX вв. дают исследователям представление о втором киоте в стиле барокко, утраченном после 1915 г. Золотой овальный, закрытый хрусталём киот, осыпанный по периметру в один ряд мелкими бриллиантами, был вмонтирован в серебряную позолоченную пластину (округлой формы?) весом 2 фунта 1 лот. Над образом находилось два маленьких венца, также осыпанных бриллиантами. Выше – большая корона с золотой филигранью, над ней медный глобус, покрытый эмалью, с 17 крупными жемчужинами. Вокруг Жировицкой иконы были размещены 16 серебряных вотивных табличек, семь медалей с надписями, медаль в память коронования иконы, несколько серебряных ножек и сердец, серебряные пластинки с изображением Сурдегской иконы Божьей Матери и Жировицкой иконы. Это обрамление было размещено на большой деревянной доске, обложенной серебром и украшенной позолотой: в чеканном рельефе вверху представлена сцена коронования Пресвятой Троицей Божьей Матери, Которая стоит на серпе полумесяца. По сторонам чудотворного образа – два святителя; ниже – праведные Иоаким и Иосиф Обручник. Композиция несохранившегося барочного оклада-обрамления Жировицкой иконы сходна с решением гравюры на меди, выполненной в 1682 г. в Вильно Леонтием Тарасевичем по рисунку П. Бацевича. На последней вверху изображена «Троица Новозаветная» на облаках, посередине в овале с кириллической надписью: «Честнейшую Херувим…» – Жировицкая икона, воспроизведённая в меру чудотворного образа.

 



 
PR-CY.ru