ЗОРОАСТРИЗМ - Страница 7

Поминки происходили сразу после похорон, все родственники должны были перед ними совершить обряд омовения, который начинался с мытья головы, левого, затем правого уха, лица, шеи. Необходимо было также выстирать одежду и вымыть дом. Омовение производилось не только водой, но и особой жидкостью, приготовленной из коровьей мочи, считавшейся священной. После этого в дом вносили огонь. В дом, где умер человек, новый огонь можно вносить только через девять суток зимой и через месяц летом. Поминки повторялись на десятый и тридцатый день, затем через год. В настоящее время зороастрийцы хоронят умерших, в основном, на кладбищах в земле, заливая могилу цементом: считается, что такой способ захоронения не оскверняет землю. Исключение составляют башни молчания в Йезде и Кермане (Иран). Зороастрийцы издавна пользовались в повседневной жизни солнечным календарём по образцу египетского. Поскольку зороастрийский календарь был короче астрономического года на шесть часов, это приводило к тому, что каждые четыре года начало нового календарного года передвигалось на один день. За 120 лет эта разница составила зороастрийский месяц в 30 дней. В период правления Сасанидов производилась, хотя и нерегулярно, вставка такого месяца. Однако это порождало несоответствие между календарём и сезонными религиозными праздниками, которые, согласно предписаниям «Авесты», должны были проводиться в строго определённое время года. Особым неудобством для зороастрийцев было несоответствие между календарём и празднованием Ноуруза (праздника весны), которое совпадало с днём весеннего равноденствия, или «вхождением Солнца в созвездие Овна». С конца царствования Сасанидов високосный месяц не добавляли, и с того времени ни один месяц в древнем зороастрийском календаре не являлся високосным. К последнему месяцу года прибавлялось пять дней, а через каждые четыре года прибавлялся один день. Таким образом, зороастрийский календарь имеет 360 дней, делится на 12 месяцев по 30 дней в каждом. К последнему, 12-му месяцу всегда прибавляется пять дней, которые считаются преддверием Ноуруза, а раз в четыре года – ещё один день. Дни месяцев в зороастрийском календаре не имеют числовой нумерации, названия месяцев и дней в этом календаре восходят к именам божеств зороастрийского пантеона. Каждый месяц и каждый день имеет своего ангела, духа-покровителя или божество, в честь которого он и назван. 1, 8, 15 и 23-й дни каждого месяца являются особыми, посвящёнными Ахура Мазде. Если название дня совпадает с названием месяца, такой день считается праздником. Большая часть праздников носила сезонный характер, и их происхождение было связано с дозороастрийским периодом. Шесть праздничных обрядов назывались «гаханбары» и приходились на середину весны; середину лета; окончание лета; начало осени; конец осени; середину зимы. Конец зимы и начало весны переходил в праздник фраваши, или поминания душ предков. Для всех гаханбаров были обязательными две церемонии: афринаган – благословение или особый вид богослужения и молитвы, текст которой входил в «Малую Авесту», и бадж – богослужения, связанные с приношениями всеми членами общины пожертвований и даров. В древности и в настоящее время наиболее торжественными и почитаемыми праздниками у зороастрийцев являются преддверие Нового года и Новый год.

 



 
PR-CY.ru