ЗОРОАСТРИЗМ

ЗОРОАСТРИЗМ – древняя иранская религия, возникла на рубеже II и I тыс. до н.э.; была государственной религией во времена правления трёх иранских династий (Ахеменидской, Парфянской и Сасанидской), господствовавших на большей части территории Ближнего и Среднего Востока с VI в. до н.э. по VII в. н.э. Название связано с именем реформатора древней индо-иранской религии Зороастра (авест. Заратуштра; далее в статье используется эта форма). Другое название (маздаизм) произошло от имени верховного бога зороастризма Ахура Мазды (среднеперсид. Ормазд). Оба термина равноценны, в российской и европейской научной литературе употребляются как синонимы, но термин «зороастризм» встречается чаще. В зороастрийской среде, на Востоке, более употребителен термин «ден-и маздеснан» – «вера почитания (Ахура) Мазды». С точки зрения зороастрийцев, зороастризм – религия откровения, явленная Ахура Маздой через пророка Заратуштру. Заратуштра, сын Поурушаспы из рода Спитама, согласно зороастрийской традиции, жил за 258 лет до Александра Македонского (в VII–VI в. до н.э.), незадолго до возникновения империи Ахеменидов. Европейские исследователи в большинстве своём относят время деятельности Заратуштры к рубежу II и I тыс. до н.э. В «Гатах» (проповеди Заратуштры, входящие в «Ясну» – древнейшую часть «Авесты») пророк именует себя заотаром – священнослужителем, принадлежащим к жреческому сословию, а в «Младшей Авесте» его называют автором религиозных песнопений – мантр. В возрасте 30 лет Заратуштра получил откровение Ахура Мазды и начал проповедь зороастризма. Круг его сторонников долгое время ограничивался близкими родственниками, пока скитания не привели его во владения царя Виштаспы (Балх (Бактры) на севере современного Афганистана). Семья царя приняла проповедь Заратуштры, и новое учение постепенно распространилось на востоке Ирана, а после гибели пророка в возрасте 77 лет – и на западе страны. Поздний зороастризм, отражённый в «Младшей Авесте» и переводных сочинениях на пехлеви, санскрите и новоперсидском языках, значительно отличался от первоначального, который проповедовал пророк. При Сасанидах (с III по VI вв.) под патронатом шаханшахов проводилась кодификация священных текстов зороастризма с ревизией «Авесты» и сохранением тех частей, которые, по мнению кодификаторов, не противоречили учению Заратуштры. При Шапуре I (240–272 гг.) в «Авесту» были включены переводы текстов по медицине, астрологии, механике, логике и другим наукам, которые превратили свод священных текстов в энциклопедию. Эта работа, как сообщается в «Денкарде», была завершена при шаханшахе Хосрове I (531–579 гг.). Большая сасанидская «Авеста» состояла из 21 раздела (наска), содержание которых представлено в отдельной книге «Денкарда». По подсчётам современных исследователей, в ней было около 346 тыс. слов. После арабского завоевания и исламизации Ирана сохранилось около четверти объёма Сасанидской редакции. Полностью сохранился только «Вендидад» («Закон против демонов») – свод законов и предписаний для отвращения злых демонов и соблюдения ритуальной чистоты.

 



 
PR-CY.ru