ЗОРОАСТРИЗМ - Страница 3

Обожествлялись и силы природы: Вайу (Вай) – бог ветра, дующего между небом и землёй; Атар (Адур) – бог огня; Апам Напат (Внук Вод), сын Ахура Мазды; женское божество Анахита (Непорочная), дающая плодородие земле, плодовитость скоту и людям; Тиштрия (звезда Сириус) – божество дождя. В реформированном зороастризме возобновилось обожествление и древнего напитка хаомы, проклятого Заратуштрой в ранних проповедях. Обожествляются также небо, солнце, земля, разум, мир, сама зороастрийская вера. К божественным созданиям относятся и фраваши – бессмертные души, существующие до рождения людей и остающиеся жить после их смерти, своего рода ангелы-хранители. В соответствии с дуалистической доктриной противоборства благих и злых сил в зороастризме каждому божеству противостоит свой демон (дэв). Ахура Мазде противостоит Злой дух Анхра-Манью (среднеперсидский Ахриман), «бессмертным святым» – демоны алчности, похоти, зависти, старости, ярости, засухи, трупной скверны и т.д., являющиеся порождениями Злого духа. Противниками благих сил и творений являются проклятые древние божества Индра (Андар) и Нахатья, семь планет («семь полководцев Анхра-Майнью»), пагубно влияющих на жизнь людей, «вредные твари» (змеи, скорпионы, пиявки, лягушки, саранча, мухи, волки, летучие мыши, вороны, черепахи и др.), которые, по мнению зороастрийцев, наносят вред земле, домашним животным и людям. Зороастрийская концепция происхождения мира формируется из нескольких источников. В сохранившихся частях «Авесты» подробного описания этого события нет. «Гаты» упоминают о двух первоначальных духах-близнецах, благом и злом, участвовавших в создании «жизни» и «не-жизни». В другом отрывке «Гат» сообщается о том, что происхождение и устройство мира связаны с Ахура Маздой. Это отражено и в царских надписях Ахеменидов VI–V вв. до н.э.: «Великий бог Ахура Мазда, который создал эту землю, который создал это небо, который создал человека». В пехлевийских сочинениях акт творения изложен более подробно. Согласно «Бундахишну», со ссылкой на «Авесту», всеведущий и добродетельный Ормазд пребывал наверху, в Обители света, а неразумный и злобный Ахриман – внизу, в Обители тьмы (мрака). Их разделяла Пустота. Ормазд создал творение в идеальной (духовной) форме (см. Меног и гетиг). 3 тыс. лет это творение пребывало в духовном состоянии. Дух разрушения Ахриман, не ведавший о существовании Ормазда, поднялся из глубин тьмы и, привлечённый сиянием Обители света, попытался её разрушить. Но перед мощью Ормазда он отступил, вернулся во тьму и сотворил демонов. Ормазд предложил противнику мир, но предложение было отвергнуто. Тогда Ормазд предложил перемирие в 9 тыс. лет, зная наперёд, что 3 тыс. лет пройдёт по воле Ормазда, ещё 3 тыс. лет – в эре «Смешения» («Гумезишн») согласно воле Ормазда и воле Ахримана и в последние 3 тыс. лет, в эру «Разделения» («Визаришн»), зло будет побеждено, и восторжествует добро. Ахриман по неведению принял предложение Ормазда. Представление о мировом цикле в 9 или 12 тыс. лет встречается и в других пехлевийских текстах. По иной версии, в той же главе «Бундахишна», после заключения соглашения с противником Ормазд сотворил Амахраспандов (Амеша Спента), а затем в шесть последовательных этапов – материальный мир: небо, воду, землю, растения, быка, первочеловека Гайомарта.

 



 
PR-CY.ru