ЗОРОАСТРИЗМ - Страница 6

Слово «насасалар» происходит от «насу» – олицетворения смерти, которую представляли в образе мухи, прилетающей с севера. Она может вселиться в мёртвые и даже в живые существа, если, как считают зороастрийцы, этому не воспрепятствовать молитвами и соблюдением особых предписаний. Насасалары обмывали тело, надевали на него белый саван и пояс (кушти), складывали руки на груди. В течение трёх дней и трёх ночей, пока покойник не был похоронен, священнослужители и родственники читали молитву, соблюдая определённые запреты в отношении еды и питья. Согласно авестийскому «Хадохт-наску», три дня и три ночи душа умершего пребывает у его головы, а на рассвете четвёртого дня она встречается со своей верой – Даэной, которая является в образе прекрасной девы, если при жизни человек вёл праведный образ жизни, или в образе безобразной старухи, если человек грешен. Праведник отправляется в обитель Ахура Мазды, а грешник низвергается в тёмное царство Анхра-Майнью. Другая мифологема связана с представлениями о разделяющем мосте Чинвад, где умерших встречает их Даэна, которая переводит праведников на другую сторону моста, а грешников низвергает в преисподнюю. Согласно средневековому зороастрийскому тексту «Дадестан-и меног-и храд», перед мостом Чинвад божества-язаты (достойные почитания) Митра, Сраоша и Рашну вершат справедливый и беспристрастный суд над душой, полагая на весы её благие и дурные поступки, чтобы определить тем самым её посмертную участь. По зороастрийским представлениям, посмертная участь человека находится всецело в его руках. При этом исследователи отмечают, что если для раннего зороастризма, отражённого в «Гатах», проблема судьбы и предопределения как силы, довлеющей над индивидом, не обозначена, то в «Младшей Авесте» под влиянием фаталистических концепций зороастрийское богословие было вынуждено дать чёткое определение сфере воздействия судьбы, и ограничило её биологическими и бытовыми аспектами (рождением, браком, богатством, потомством, смертью), тогда как вопросы духовного развития относились исключительно к сфере действия свободной человеческой воли. После того как душа усопшего переселилась в загробный мир (на четвёртые сутки), с восходом солнца совершался обряд погребения в соответствии с правилами, изложенными в «Авесте». На железные носилки клали деревянный настил, на него – труп. Руководили похоронами насасалары, которые несли носилки. Похоронная процессия сопровождала носилки только до подножия места захоронения зороастрийцев – дахмы, так называемой башни молчания высотой около 4,5 м. Носильщики и священнослужители поднимались на башню, помещали труп в сидячем положении на краю погребальной площадки и закрепляли его за ноги и волосы, чтобы звери или птицы, растерзав тело, не могли унести останки с места погребения. После того как звери и птицы уничтожали всё мясо, а кости под влиянием солнца полностью очищались, их сбрасывали внутрь башни молчания. Траур соблюдался в течение разных сроков в зависимости от степени родства – от нескольких месяцев до года.

 



 
PR-CY.ru