ЗОРОАСТРИЗМ - Страница 8

Шестой гаханбар, или поминание душ предков, начинается за пять дней до Нового года. Несмотря на то, что по зороастрийской традиции Новый год связывают с именем Заратуштры, учёные полагают, что этот праздник был известен с глубокой древности и символизировал цветение и плодородие. Ритуальная церемония Ноуруза много веков назад означала воздаяние хвалы главным и святым для зороастрийцев элементам: огню, воде, земле. Встреча Нового года продолжалась 13 дней. Во время празднования зороастрийцы надевали свои лучшие одежды, собирались за праздничным столом, на котором лежал сборник молитв из «Авесты» на авестийском языке. На праздничном столе обязательно должно было находиться семь блюд (это число является для зороастрийцев священным). Обязательными атрибутами встречи Ноуруза являлись свечи, символизирующие священный огонь, аквариум с золотыми рыбками, поднос с благовониями, зеркало с положенным на него яйцом (символ зарождения жизни), а также цветы. Праздник начинался воздаянием хвалы богу Ахура Мазде. При первых лучах солнца глава семьи вращал зеркало, которое должно остановиться перед самым старшим членом семьи, произносящим слова: «Да будет свет!» Если в ушедшем году умер кто-нибудь из близких, то во время новогоднего торжества его поминали. Закончив застолье, зороастрийцы отправлялись в гости к родственникам или друзьям и соседям. Праздник продолжался и вне дома. На улицах разжигали костры, и молодые люди прыгали через них, что означало очищение от «скверны и нечистот». По традиции окончание церемоний и обрядов, связанных с Новым годом, приходится на 13-е число первого месяца нового года. Зороастрийцы считают число 13 несчастливым. В этот день они покидают свои дома, чтобы злые духи, засылаемые, согласно поверью, Анхра-Майнью, не могли причинить им и их близким вреда. На шестой день первого месяца нового года (фарвардина) зороастрийцы справляют день рождения пророка Заратуштры – Задерузе Зартошт, который, согласно преданию, родился в то время, когда расцветали растения, зеленела трава, и воды обильно текли из источников. Изначально у древних иранцев не было специальных мест, предназначенных для отправления зороастрийского культа. Храмом служила окружающая природа: для поклонения богам избиралось открытое, чистое и возвышенное место с естественным источником вод. Иранцы не ставили статуй и идолов (сведения об отсутствии культовых построек и кумиров у персов содержатся в «Истории» Геродота и в «Географии» Страбона). Во время правления династии Ахеменидов сложился архитектурный канон храмов огня. В их основе – сирийско-хеттский прообраз, так называемый храм «бит хилани». Вход в здание предваряли рукотворные скалы циклопических кладок, возносившие ввысь две башни, а также заключённый между башнями портик, или айван. Основное помещение представляло собой колонный зал с системой обходных коридоров. Такие коридоры использовались для обхода святыни. Боковые башни выполняли роль хранилищ огня, алтарь находился в центральном объёме здания, которое при Сасанидах было заменено купольным киоском (чахартаком). Все религиозные церемонии зороастрийцев начинаются с так называемого афринагана – воздаяния хвалы богу творцу всего сущего.

 



 
PR-CY.ru