ЗЕЛЕНЕЦКИЙ (МАРТИРИЕВ ЗЕЛЕНЕЦКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 10

Из переписки митрополита Корнилия со священноначалием Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божьей Матери монастыря известно, что собор строили старцы Ивашка Шадрин, Прошка Фомин и Афонька Тюфякин (1681–1682 гг.), затем – Ивашка Иванов, Тимошка Андреев, Сысойка Захаров, Сенька Офромеев (1683–1685 гг.). Благовещенская церковь, как полагают исследователи, была заложена в сентябре 1683 г., закончена в 1686 г., в те же годы была сооружена колокольня. В 1680–1684 гг. келейные корпуса возводила артель Якова Агапитова из Тихвинского монастыря, с 1684 г. – артель Андрея Оптекирева, в 1686–1688 гг. – обе артели. Таким образом, большую часть строителей составляли мастера из Новгородской епархии, прежде всего, Валдайской и Тихвинской обителей, но, по мнению исследователей, возможно и участие строителей из Центральной России. Интерес для исследователей представляет изразцовое убранство зданий Зеленецкого монастыря. В апреле 1681 г. по просьбе митрополита Корнилия из Валдайского монастыря в Зеленецкий монастырь были отпущены изразцовых дел мастер и печник Сильвестр и в помощь ему два гончара, поскольку сам он «немощен и древен». Обрамление окон Благовещенской церкви поясами из изразцов по периметрам прямоугольных наличников сходно с обрамлением уцелевшего наличника настоятельского корпуса Иверского монастыря. По предположению Е.В. Кондратьевой, мастер Сильвестр организовал в монастыре керамическое производство, в том числе редких фасадных изразцов (валик – «подзор» Троицкого собора и декор его портала). Поливная зелёная черепица крыш и шатров, изразцовые печи, известные по описям XVIII в., не сохранились. Главный храм обители (Троицкий собор) – массивное пятиглавое четырёхстолпное сооружение, поставленное на подклет (на фасадах не выявлен) со сводчатыми перекрытиями. В плане собор несколько вытянут за счёт расширения западной части (длина 23 м, ширина 16,5 м, высота до карниза 13 м). С востока он имеет три полуциркульные апсиды, с запада – притвор (на месте древнего крыльца с шатровым верхом). Западные барабаны, поставленные по оси широкого пролёта, отстоят от центрального дальше, чем восточные. Главы были «обиты жестию» и имели, по мнению исследователей, луковичную форму. Северный и южный фасады разделены лопатками на неравные по ширине части, не соответствующие системе перекрытий. Килевидные завершения каждого из трёх прясел на боковых фасадах, пропорциональные несохранившемуся трёхщипцовому завершению, отделяет валиковая тяга. Декор из фигурного кирпича и изразцов выполнен в лучших традициях московского и ярославского узорочья XVII в. (на апсидах и северном фасаде сохранились наборные наличники нескольких типов, частично скрытые под слоями штукатурки). Апсиды украшены орнаментальным фризом из бегунца и поребрика, в центральной добавлен пояс ширинок с частично сохранившимися керамическими вставками. Килевидное обрамление изразцового портала западного фасада очерчивает валик с полихромными муфтами и выпуклым орнаментом из завитков, далее – пояс тёмно-лазоревых изразцов с травчатыми разводами и белой храмозданной надписью и валиковые профили с зелёной поливой.

 



 
PR-CY.ru