ЗЕЛЕНЕЦКИЙ (МАРТИРИЕВ ЗЕЛЕНЕЦКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 2

Позднее на средства Фёдора Дмитриевича Сыркова (ум. в 1570 г.) в Зеленецком монастыре была возведена трапезная Благовещенская церковь. Когда собрались ученики, по их просьбе Мартирий в Великом Новгороде был рукоположён во иерея. В писцовой книге Обонежской пятины Великого Новгорода за 1564 г., составленной А. Лихачёвым «со товарищи», упоминания о Зеленецком монастыре ещё нет; в 1570 г., во время репрессий царя Ивана IV Васильевича Грозного, в Новгороде погиб жертвователь монастыря Ф.Д. Сырков, следовательно, обитель была основана в 1565–1570 гг. Впервые Зеленецкий монастырь упоминается в писцовой книге Обонежской пятины за 1583 г.: «Монастырь Живоначальной Троицы зелёная пустыня, а на монастыре церковь деревянная Живоначальной Троицы, да на монастыре ж келья строителя Мартирия, да две кельи, а в них живут два брата, поп да проскурник; пашни четверть без полу осмины в поле, а в дву потому же, сена 15 копён, а обжи не положено, потому что распахали старцы на чёрном лесу сами». Вячеслав Васильевич Фомин считает, что это описание относится к более раннему периоду, возможно, связанному с переписью 1563–1566 гг., поскольку отличается от содержания другой писцовой книги также за 1583 г.: «В Михайловском же погосте на Ладожском пороге монастырь, словят Новая пустыня Зелёная, на острову ставятся ново на чёрном лесу. А в монастыре церковь Троицы Живоначалной, другая церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы с трапезою, обе деревянные. В монастыре игумен Мартирий да двенадцать старцев. А около монастыря ограда деревянная, да за монастырём двор коровницкий да двор конюшенный. Пашни у монастыря нет» («Писцовая книга Обонежския пятины нагорние половины письма и дозору Ондрея Васильевича Плещеева, да подьячего Семейки Кузмина лета 7091 г.»). В 1595 г. в Москве Мартирий получил от царя Фёдора Ивановича жалованную грамоту, по которой обители предоставлялись «две выти земли и рыбные ловли на Ладожском озере с прилегающими угодьями» (текст сохранился в составе жалованной грамоты царя Михаила Фёдоровича от 16 февраля 1624 г., подтверждающей владения монастыря – Санкт-Петербургский филиал Института российской истории РАН). По пути в Москву, в Твери, Мартирий воскресил умершего сына князя Симеона Бекбулатовича отрока Иоанна. В благодарность князь пожертвовал средства на строительство в Зеленецком монастыре к северу от Троицкой церкви каменного храма в честь Тихвинской иконы Божьей Матери «Одигитрия» (освящён в середине 1601 г). Мартирий составил завещание «Наказание к братии», которое должны были огласить после его кончины. Он наставлял своих духовных чад не покидать обитель, не принимать от царя земельные пожалования, советовал «от своих трудов питатися», не надеясь «ни на князя, ни на болярина» («Повесть о Мартирии». 1862 г.). По мнению исследователей, к 1595 г. взгляды Мартирия изменились, поскольку он принял земли во владение обители от царя Фёдора Ивановича. Последние месяцы жизни Мартирий провёл в безмолвии у могилы, ископанной собственными руками. 1 марта 1603 г. он был погребён близ монастырской Богородицкой церкви.

 



 
PR-CY.ru