ЗЕЛЕНЕЦКИЙ (МАРТИРИЕВ ЗЕЛЕНЕЦКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 4

По инициативе святителя за пределами Зеленецкого монастыря были построены часовня и келья «для збору суммы от проезжающих», хлебные амбары, гостиный двор, риги, харчевня с хозяйственным двором, мельница с двумя поставами и толчея, скотный двор. В обители разводили павлинов, журавлей, гусей, голубей. В деревне Буборино митрополит Корнилий построил деревянную церковь во имя пророка Илии (в 1734 г. перенесена в село Заболотье (Усадище), в 1835 г. построена вновь; не сохранилась) с садом, с пчельником, с конюшенным и со скотными дворами. В разной степени удалённости от монастыря были обустроены ещё четыре села, обеспечивавшие обитель всем необходимым. Для удобного сообщения к озеру Щало, где находились монастырские рыбные ловли, был проложен 12-километровый канал, на реке Полоне сооружена мельница. Попечением святителя во владение Зеленецкого монастыря отошли восемь деревень с пашнями, покосами, лесами и рыбными ловлями, в которых проживало около 600 крестьян (Мыслино, Дуброво, Средняя Верховина, Бёзово, Безуево, Тарково, Пруди и Дубровка). К Зеленецкому монастырю было приписано четыре монастыря: староладожские Иоанновский (1687 г.), Василиевский (1687 г.) и Гостинопольский и новгородский Нередицкий в честь Преображения Господня (1695 г.) – с деревнями и угодьями. В Великом Новгороде митрополит Корнилий учредил подворья «с хоромным строением»: на Фёдоровском ручье, в Кожевниках, в Тихвинском посаде на Богородицкой ул., провёл от Зеленецкий монастырь «пространныя дороги»: 12-километровую к востоку до реки Сясь и далее до большого Тихвинского тракта; 30-километровую к западу через Буборино и Усадище до Гостинопольской пристани на реке Волхов, откуда шли водный и «сухой» пути на Новгород. Общая протяжённость только гатей, проложенных через болота, составила шесть вёрст. Благодаря дорогам был значительно сокращён путь из Новгорода в Тихвин, где устраивались ярмарки. Процветание монастыря позволяло братии заниматься широкой благотворительностью. Митрополит Корнилий в «неурожайное семилетнее гладное время» помогал нуждающимся, снабжая их хлебом, рожью, житом и овсом. С 1695 г. пребывал на покое в Зеленецком монастыре, в 1698 г. погребён в подцерковье Троицкого собора рядом с Мартирием. В 1852 г. настоятель Череменецкого Иоанно-Богословского монастыря игумен Антоний (Бочков) написал поэму «Зеленецкий лес», в которой изложил монастырское предание о кончине святителя. По преданию, из столицы в Зеленецкий монастырь прибыл комиссар, которому царь Пётр поручил лишить подозреваемого в некой измене митрополита Корнилия священного сана. Узнав, что святитель уже скончался, комиссар зачитал царский приговор над усопшим. Согласно указу, царскому посланцу надлежало «снять со главы (митрополита) клобук». Но, увидев, что «со святительской ресницы слеза скатилась, как алмаз», устрашённый посланец не смог приблизиться к телу почившего. Не посмев совершить поругание мощей, посланник возвратился в столицу, «и до второго приказанья Корнилий был не погребён». После того как царю открылась невиновность святителя, в Зеленецкий монастырь прибыл другой посланник, при котором был открыт гроб с нетленными останками митрополита. Почивший архиерей был отпет и погребён лишь спустя 20 лет после кончины.

 



 
PR-CY.ru