ЗЕЛЕНЕЦКИЙ (МАРТИРИЕВ ЗЕЛЕНЕЦКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

ЗЕЛЕНЕЦКИЙ (МАРТИРИЕВ ЗЕЛЕНЕЦКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Санкт-Петербургской и Ладожской епархии находится близ станции Зеленец Октябрьской железной дороги (Волховский район Ленинградской области). Название монастыря происходит от наименования участка, представлявшего собой зелёный остров в окружении болотных топей – Зеленецких Мхов. Основан преподобным Мартирием (ум. в 1603 г.) в 1560 гг. Сведения об основателе помимо Жития XVII в. содержатся в записках «Повесть о житии преподобнаго отца Мартириа, жившаго в области Великаго Новаграда в Обонежской пятины, в Зелёной пустыни, тако нарицаемей, яже сам о себе исповеда отцу своему духовному и учеником своим: како и где жителствоваше прежде вселения его в пустыню ту, и како обреете ю, како же и вселися, и храмы созда, и обитель состави. Всели же ся он в пустыню ту при благочестивом царе и великом князе Иване Васильевиче, всея Руси самодержце, и жил многие лета. Преставися же в той же обители в царство Бориса Годунова». Эти записки сохранились в составе сборника-конволюта в единственном списке, датированном 1640–1650 гг. (Российская национальная библиотека, каталог собрания рукописей Фёдора Ивановича Буслаева, 1897 г.; цитаты приводятся по последнему изданию). Записки, именуемые Мартирием «духовной памятцей», представляют собой комбинацию отрывков различных жанров: сказания об основании монастыря, наставления братии, «духовного дневника» – одного из первых образцов древнерусской автобиографии. Сочинение «Житие и жизнь преподобнаго отца Мартирия игумена, составльшаго обитель Живоначалныя Троицы в пределех Великаго Новаграда, в некоей пустыни, яже нарицает Зелёная. Списано бысть некоим клириком Стефаном» известно в 11 списках: Российская национальная библиотека (конец XVII в.); Российский государственный исторический архив (конец XVII в.); Исторический музей (XVII в.; фрагменты); Институт русской литературы (Пушкинский Дом; конец XVII в.; фрагменты); Российская государственная библиотека (XVIII в., конец XVIII – начало XIX вв., начало XIX в.); Российская национальная библиотека, Собрание Александро-Невской лавры (начало XIX в.); Российская национальная библиотека (начало XIX в). Согласно «Повести...», Мартирий подвизался в Троице-Сергиевском монастыре на своей родине, в городе Великие Луки, под руководством духовника иеромонаха Боголепа. Став насельником тихвинского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, Мартирий в поисках уединения решил отправиться в Поморье, о чём уведомил своего ученика монаха Авраамия. В ответ Авраамий рассказал о бывшем ему видении: он, «воззрев на небо ко оной стране, идеже ныне пустыня сия, и виде на небе крест воссиял, светел, аки лучь, иссажен же звездами весь, над оным пустынным местом… Место же то непроходимо бяше, бо во мху стоит». Помолившись перед Тихвинской иконой Божьей Матери и получив благословение настоятеля, Мартирий отправился к указанному месту явления «крестовидной зари». Проводником стал крестьянин Иосиф из деревни Буборино, расположенной в «четырёх поприщах» от местности Зелёный Остров. Мартирий принёс с собой иконы Святой Троицы и «Одигитрии» (утрачены). Поселившись на месте будущего монастыря, он поставил «часовницу и малую хижину», затем храм во имя Святой Троицы.

 



 
PR-CY.ru