ВАРФОЛОМЕЙ - Страница 4

Сохранились латинский и армянские памятники с названием «Мученичество апостола Варфоломея». Латинское «Мученичество» приписывается Псевдо-Авдию (греческая редакция основывается на латинском оригинале). В нём описана миссионерская деятельность Варфоломея в Индии и его казнь по приказу царя Астиага. Армянские «Мученичества» основаны на местных преданиях, а также на греческом или сирийском источниках (например, связь Варфоломея с апостолом Иудой-Фаддеем). Наименее изучен «Апокалипсис апостола Варфоломея» («Откровения Варфоломея»); по мнению исследователей, он является поздней компиляцией. В Типиконе Великой церкви IX–X вв. память Варфоломея дана вместе с памятью апостола Варнавы, выписана служба на литургии (общая апостолам, Евангельское чтение – Лк. 9:1–10. 1:16–21, причастен Пс. 32:). Согласно одной рукописи X в., на Пс. 50 поётся тропарь третьего гласа. По всем редакциям Студийского устава в день памяти Варфоломея и Варнавы совершается праздничная служба с «Бог Господь». В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (Исторический музей) память апостолов отмечается отдыхом от трудов. По Евергетидскому Типикону конца XI в. и Мессинскому Типикону 1131 г. отменяется вечерняя кафизма, кроме того, по Мессинскому Типикону кафизмы на утрене заменяются на особые праздничные антифоны. В богослужении по Иерусалимскому уставу происходило постепенное увеличение степени праздничности последования апостолам. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. указано совершать шестеричную службу; в Типиконе 1633 г. нет знака, служба описана кратко. По Чиновнику московского Успенского собора 1633 г. также не совершалась праздничная служба: «Вечер и утро благовест в лебед, звон в два колокола, поют по уставу». В Типиконе 1695 г. служба с великим славословием, стихиры на стиховне и седальны апостолов. В современной греческой Минее последование практически то же (только седальны после кафизм на утрени Октоиха). Согласно указу Священного Синода от 20 сентября 1722 г., каждому апостолу от 12 должна совершаться полиелейная служба, что было закреплено в последующих изданиях Типикона, включая использующееся ныне в РПЦ. Только основа (тропарь, канон и некоторые стихиры) современного корпуса песнопений Варфоломею восходит к богослужебным книгам периода действия Студийского устава; в них не встречались песнопения, посвящённые обоим апостолам. Такие песнопения, как правило, были включены в последования не раньше XVII в. Тропарь общий третьего гласа, кондак четвёртого гласа, подобен «Явился еси», канон второго гласа, творение Феофана (согласно греческой Минее и Евергетидскому Типикону), ирмос; канон Варфоломею связан с каноном апостолу Варнаве: у них одинаковые ирмосы, в греческой Минее Богородичны есть только у канона Варнавы (как в русской Минее под 4 декабря), в студийских Минеях каноны помещаются раздельно, Богородичны в песнях шестой, восьмой и девятой совпадают (например, в Минее Российской национальной библиотеки, XI в.); самогласнов Варфоломею нет, только один самогласен, в котором прославляются оба апостола (другие самогласны в службе – Варнавы); Варфоломею посвящена одна группа из трёх подобнов, в других двух группах стихир прославляются оба апостола. Седальны взяты из Общей Минеи.

 



 
PR-CY.ru