ВАРФОЛОМЕЙ

ВАРФОЛОМЕЙ – апостол от 12 (память 22 апреля, 11 июня, 25 августа и 30 июня – в Соборе 12 апостолов). В Новом Завете Варфоломей упоминается только в четырёх списках 12 учеников Иисуса Христа (Мф. 10:3; Мк. 3:18; Лк. 6:14; Деян. 1:13). Варфоломей, как полагают исследователи, является распространённым арамейским патрономическим именем (отчеством) – «сын Фалмая», или «сын Толомея». Ставшее традиционным отождествление Варфоломея с апостолом Нафанаилом (Ин. 1:45–51) аргументируют болландисты, ссылаясь на отцов и учителей церкви, хотя, например, Августин Блаженный выступал против их отождествления. Варфоломея и апостола Нафанаила отождествляют, основываясь на том, что имя Варфоломей приводится в списках апостолов синоптических Евангелий, тогда как евангелист Иоанн относит к апостолам Нафанаила, о котором синоптические Евангелия не упоминают. В евангельских списках апостолов, где имена приводятся попарно, Варфоломей стоит рядом с апостолом Филиппом, что позволяет исследователям сделать предположение о связи этих апостолов (ср.: Ин. 1:43–48). У евангелиста Иоанна именно Филипп сообщает Нафанаилу об Иисусе; апостольский статус Нафанаила очевиден в рассказе о чудесном улове рыбы на Тивериадском озере, т.к. и все другие ученики, свидетели этого чуда, – апостолы (Ин. 21:1–14). Наконец, поскольку Варфоломей – патрономическое имя апостола, исследователи допускают, что он мог иметь и другое имя, Нафанаил (арам. Натанаэл), тогда полное арамейское имя Варфоломея – Натанаэл бар Толами. Византийская агиографическая традиция или рассматривала апостола Нафа-наила (память 22 апреля) как отдельное лицо (Минологий Василия II, конец Х в.), или отождествляла его с апостолом Симоном Зилотом (Синаксарь Константинопольской церкви, X в.). Византийская традиция, отождествляющая апостола Нафанаила с апостолом Симоном, отражена в богослужебных книгах Греческих церквей. В новейших трудах греческие агиографы либо склоняются к идентификации апостолов Варфоломея и Нафанаила, либо приводят обе версии: отождествление Нафанаила с Варфоломеем и с Симоном Зилотом. РПЦ в XIX в. ещё безусловно следовала греческой традиции, но уже при издании «Житий святых, изложенных по руководству Четьих Миней Димитрия Ростовского...» (М., 1903–1911 гг.) их комментатор видит в Нафанаиле одно лицо с Варфоломеем, хотя упоминает и другие мнения (идентификация Нафанаила с Симоном Зилотом или с одним из 70 апостолов). О жизни Варфоломея Священное Писание не сообщает ничего определённого. О Нафанаиле же (Варфоломей – с точки зрения, их отождествляющий) известно со слов евангелиста, что он был родом из Каны Галилейской (Ин. 21:2). Филипп сообщил Нафанаилу, что они (Филипп, Андрей и Пётр) нашли Мессию – Иисуса, «Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки» (Ин. 1:45–46). Однако Нафанаил сначала выразил некоторое недоверие этому сообщению: «...Из Назарета может ли быть что доброе?» Его неверие, как полагают исследователи, объясняется бытовавшим среди иудеев представлением, согласно которому Мессия не может прийти из Галилеи (Ин. 7:40–44).

 



 
PR-CY.ru