ВАРФОЛОМЕЙ - Страница 6

Изображения Варфоломея известны в композициях, представляющих апостолов по обе стороны Христа как учеников. В мозаиках Архиепископской капеллы (между 494 и 519 гг., Равенна), на западной подпружной арке Варфоломей представлен (как и другие апостолы) в медальоне, погрудно, что свидетельствует об использовании иконографии римских императорских портретов. Изображение Варфоломея в рост среди других апостолов представлено в купольных мозаиках баптистерия православных и баптистерия ариан (около 500 г.) в Равенне. Размещение фигур апостолов, в том числе и Варфоломея, традиционно было связано с украшением алтаря, свода, главного нефа, например, мозаики в базилике Сант-Аполлинаре Нуово (530 гг., Равенна). Среди памятников средневекового искусства христианского Кавказа Варфоломей представлен на литургическом сосуде 999 г. из церкви в Бедиа, который был вложен абхазским царём Багратом III и его матерью, царицей Гурандухт (ныне Государственный музей искусств Грузии). На сосуде, украшенном чеканкой, стоящая фигура Варфоломея представлена в арке, со свёрнутым свитком в руках, в числе других апостолов по сторонам Христа на троне и Богоматери с Младенцем на престоле. Образ Варфоломея встречается на окладах икон и богослужебных книг, как например, медальон в технике перегородчатой эмали на окладе Евангелия (конец X – начало XI вв.) или на реликвариях, например, из слоновой кости с изображением Деисуса, архангелов и 12 апостолов (вторая половина X в., Метрополитен-музей, Нью-Йорк), или на серебряной ставротеке с чеканными полуфигурами апостолов в медальонах на полях (конец XI – начало XII вв., Государственный Эрмитаж), как единоличная фигура – на реликвариях с частью его мощей, например, на серебряном чеканном окладе мощевика X в. из города Ван (Музей Эчмиадзинского кафедрального собора). Изображения Варфоломея в средневизантийскую эпоху известны в декорации алтарей, например, в нижнем ярусе мозаик в апсиде собора в Чефалу (1148 г., остров Сицилия); византийских бронзовых дверей в храмах Италии, например, ворота в соборе монастыря Монте-Кассино (1066 г.), врата св. Климента (дата неизвестна) и главные врата собора Сан-Марко (1112–1138 гг., Венеция); в миниатюрах, например, под 11 июня, вместе с апостолом Варнавой в Евангелии с минологием на весь год (XI в.; греко-грузинская рукопись, конец XV в.) и под 24 августа как портретная фигура (Минея за август, XI в.; греко-грузинская рукопись). Варфоломея изображали в композициях, представляющих евангельские события, где образы апостолов не сопровождаются подписями с именами, например: Омовение ног (икона из монастыря великомученицы Екатерины на Синае, первая половина X в.; миниатюра Трапезундского Евангелия, Российская национальная библиотека, вторая половина X в.; мозаика в северной конхе нартекса кафоликона монастыря Осиос Лукас, Фокида, первая половина XI в.); причастие апостолов (мозаики в апсидах киевских соборов, св. Софии, 1045–1053 гг., и Михайловского Златоверхого монастыря, около 1113 г.; миниатюра из Евангелия, третья четверть XI в.); Вознесение Господне (мозаика в куполе церкви св. Софии в Фессалонике, около середины IX в.; фреска на своде алтаря церкви св. Софии в Охриде, около 1040 г.); Успение Богородицы (миниатюра из Евангелия рукописи третьей четверти XI в.; фрески на западной стене в церкви Святой Троицы монастыря Сопочани, около 1265 г., Сербия; икона из Десятинного монастыря в Великом Новгороде, начало XIII в., Третьяковская галерея; мозаика в церкви монастыря Хора (Кахрие-джами), 1315–1320 гг.); Страшный Суд (миниатюра из Евангелия, третья четверть XI в.; фрески на своде под хорами собора св. Димитрия во Владимире, конец XII в.).

 



 
PR-CY.ru