ВАРФОЛОМЕЙ - Страница 3

В середине VIII в. часть его мощей была перенесена из Липари в Константинополь. Распространение в Византии почитания Варфоломея связано с агиографической и гимнографической деятельностью Иосифа Песнописца, который получил в дар от одного добродетельного мужа частицу мощей Варфоломея, принёс её в свою обитель в Фессалонике и построил в честь апостола храм. Варфоломей явился Иосифу во сне и обещал ему дар песнопения. Варфоломей особо почитается Армянской Апостольской церковью, которая основывает своё апостольское преемство деятельностью на территории Армении этого апостола от 12. «Мученичество» Варфоломея приписывается Вавилонскому епископу Псевдо-Авдию. Сохранились также «Сказание о перенесении мощей Варфоломея» и «Похвальные слова», принадлежащие Феодору Студиту, Никите Пафлагону, Иосифу Песнописцу и др. Под 11 июня в византийских и западных календарях отмечается день мученической кончины Варфоломея, 25 (или 24) августа – перенесение его мощей на остров Липари. В армянских календарях память указывается 8 декабря и 25 февраля, в коптских и эфиопских – 18 июня и 20 ноября. С именем апостола Варфоломея связан ряд апокрифических произведений. Оригинал «Евангелия апостола Варфоломея» (или «Вопросы Варфоломея») написан по-гречески и датируется III в.; сохранилось фрагментарно в греческой, латинской и славянской версиях. Упоминается Иеронимом Стридонским в предисловии к толкованию на Евангелие от Матфея, в «Ареопагитиках», в Каталоге папы Геласия I, а также у Епифания Монаха. В первой части Варфоломей задаёт воскресшему Христу вопросы об искуплении. Вторая часть содержит вопросы к Богородице о воплощении Сына Божия. В третьей части Варфоломей беседует с дьяволом об аде, падших ангелах, грехопадении Адама и Евы, необходимости искупительной жертвы Христа за род человеческий и сошествии Спасителя во ад. Апокриф сохранился в двух русских списках XIV и XVII вв. и в южнославянской рукописи XVI в. «Евангелие Варфоломея» (или «Книга о Воскресении Иисуса Христа апостола Варфоломея») на коптском языке является гомелитической обработкой «Вопросов Варфоломея». Сохранившиеся списки (древнейшие датируются V–VII вв.) отражают различные редакции. Сочинение «Деяния апостолов Андрея и Варфоломея в городе парфян», существующее на коптском, арабском, эфиопском и греческом языках, по мнению Рихарда Адальберта Липсиуса, возникло в Египте; является вторичным по отношению к «Деяниям апостолов Андрея и Матфия в стране антропофагов». Коптские списки датируются IX в. Как полагают исследователи, во второй половине XIII в. на основании коптской версии был создан арабский перевод, текст которого опубликован А. Смит-Льюис. Эфиопская версия восходит к арабским источникам. Исследователям известны также два неизданных греческих списка XV в. Коптский памятник «Деяния апостола Варфоломея», повествующий о миссионерской деятельности апостола Варфоломея в египетском оазисе и о путешествии Варфоломея в сопровождении апостола Андрея в Парфию, где он принял мученическую кончину (его поместили в мешок с песком и бросили в море). Полный текст сохранился в арабской и эфиопской версиях, зависящих от коптского. Автор, по мнению исследователей, использовал более древние «Деяния апостола Фомы».

 



 
PR-CY.ru