ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ (ВСЦ) - Страница 6

В 1948 г. в Москве состоялось празднование 500-летия автокефалии Русской православной церкви и приуроченное к нему Совещание глав и представителей православных церквей. В совещании приняли участие представители Константинопольской, Антиохийской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Элладской, Албанской, Польской православных церквей. Наряду с прочими вопросами обсуждалась тема «Об отношении Православной Церкви к экуменическому движению». В резолюции «Экуменическое движение и Православная Церковь», принятой совещанием, говорилось: «В течение всех истекших десяти лет (с 1937 по 1948 гг.) идея воссоединения Церквей на догматической и вероучительной почве документально больше уже не обсуждается – ей дано второстепенное педагогическое значение для будущего поколения…, снижение требований к условию единения до одного лишь признания Иисуса Христа нашим Господом умаляет христианское вероучение до той лишь веры, которая, по слову Апостола, доступна и бесам (Иак. 2:19; Мф. 8:29; Мк. 5:7)». Констатировав это, совещание постановило сообщить ВСЦ, что все православные поместные церкви – участницы совещания вынуждены отказаться от участия во Всемирном Совете Церквей. В результате в первой Ассамблее ВСЦ в Амстердаме участвовали только Константинопольская и Элладская православные церкви. В 1946 г. в Русской православной церкви был создан Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС), который тщательно изучал деятельность ВСЦ и поддерживал переписку и контакты как с православными, так и с протестантскими деятелями экуменического движения. Как положительный факт в развитии ВСЦ было воспринято принятие Торонтской декларации 1950 г., в которой ясно говорилось, что Всемирный Совет Церквей не является церковью и никогда не станет сверхцерковью. Было также положительно отмечено стремление ВСЦ выработать ясное определение, что же такое «единство Церквей», которое было бы приемлемо для всех христианских конфессий. К 1958 г. практически определилась положительная позиция Русской православной церкви к вступлению во Всемирный Совет Церквей. До 1961 г. проводились долгие и интенсивные переговоры. В августе 1958 г. в Утрехте состоялась встреча делегации Русской православной церкви с делегацией Всемирного Совета Церквей. От РПЦ участвовали: митрополит Николай (Ярушевич), епископ Смоленский Михаил (Чуб), заместитель Председателя ОВЦС, секретарь ОВЦС А.С. Буевский. От ВСЦ – председатель ЦК ВСЦ доктор Ф.К. Фрай, доктор Виссер'т Хоофт, Генеральный секретарь ВСЦ и представитель Константинопольского патриархата при ВСЦ митрополит Митилинский Иаков (Клеомврот). В марте 1959 г. для изучения деятельности и структуры ВСЦ в Женеву был направлен протоиерей Виталий Боровой, затем он как официальный наблюдатель от РПЦ посетил заседание ЦК ВСЦ на о-ве Родос. В декабре 1959 г. в Москву прибыла первая официальная делегация ВСЦ во главе с Виссер'т Хоофтом. В ходе переговоров по предложению РПЦ был выработан проект нового «Базиса» ВСЦ с ярко выраженной тринитарной основой (позднее он был принят на третьей Ассамблее в Нью-Дели). В ноябре 1960 г. епископ Никодим (Ротов) и А.С. Буевский встретились в Женеве с доктором Виссер'т Хоофтом для подготовки вступления РПЦ во ВСЦ. В начале марта 1961 г. в Женеву прибыли председатель ОВЦС епископ Никодим, протоиереи Боровой и Буевский для окончательного согласования с доктором Виссер'т Хоофтом вопросов вступления РПЦ во ВСЦ. 30 марта 1961 г. Священный Синод РПЦ, заслушав доклад Председателя Комиссии по межхристианским связям РПЦ при Священном Синоде митрополита Крутицкого и Коломенского Питирима (Свиридова), постановил: «Считать вступление РПЦ во ВСЦ своевременным и просить Святейшего Патриарха направить письмо генеральному секретарю ВСЦ с заявлением о желании РПЦ вступить в число членов ВСЦ». Решение вступить во Всемирный Совет Церквей одобрил и Архиерейский Собор, проходивший в июле 1961 г. В 1961 г. на третьей Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели Русская православная церковь стала его полноправным членом. Примеру РПЦ последовали и другие участники Совещания 1948 г. Исследователи подчёркивают, что в это время РПЦ находилась в достаточно тяжёлом положении. Руководитель СССР Никита Сергеевич Хрущёв (1894–1971 гг.), с одной стороны, начал новые гонения на церковь внутри страны, а с другой – сделал попытку расширить взаимодействие с различными государствами мира, используя для этих целей и церковь. РПЦ также нужны были связи с зарубежными христианами, чтобы с их помощью если не прекратить, то хотя бы ослабить давление на церковь со стороны государства.

 



 
PR-CY.ru