ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ (ВСЦ) - Страница 2

После окончания войны Временный комитет собирался в 1946 г. в Женеве и в 1947 г. в БакХилсе (штат Пенсильвания, США). К началу 1948 г. 90 церквей официально сообщили о решении присоединиться к ВСЦ, а в августе–сентябре 1948 г. состоялась Учредительная ассамблея в Амстердаме (Голландия), в которой приняли участие делегаты от 147 церквей (протестантских и некоторых православных) из 44 стран, где было провозглашено создание ВСЦ. На ассамблее были представлены все конфессиональные семьи, за исключением Римско-католической церкви. Тема ассамблеи – «Человеческий беспорядок и замысел Божий» («Men's Disorder and God's Design») – отразила ситуацию церквей в разрушенном социальными потрясениями мире. Итогом работы ассамблеи стало принятие устава, который впоследствии неоднократно пересматривался, а также были определены условия (rules) для вступления в ВСЦ, названы приоритетные направления в деятельности Совета. Обсуждались возможности установления и поддержания связей с другими экуменическими организациями. Декларацию «О природе Совета» решено было выработать позднее. На ассамблее подчёркивалось, что одна из основных задач для церквей в ХХ в. – это миссионерская и евангелизаторская деятельность. Однако возникла острая дискуссия между представителями двух политических систем. В защиту социалистической идеи выступил реформатский богослов Йозеф Громадка (Чехословакия), против был Джон Фостер Даллес (будущий госсекретарь США), представлявший Пресвитерианскую церковь в США и призвавший к уничтожению социализма во всех его формах. В истории Всемирного Совета Церквей эту дискуссию рассматривают как свидетельство того, что никакие политические расхождения не могут служить препятствием для существования содружества христиан, т.к. главное – это добиться согласия в том, что необходимо защищать свободу (и особенно религиозную свободу) человека от любых форм тирании и империализма. Ответом на сложившиеся политические реалии стала экуменическая концепция так называемого ответственного общества как альтернативы капитализму и коммунизму. На второй Ассамблее ВСЦ, проходившей в августе 1954 г. в Эванстоне (штат Иллинойс, США), присутствовали 502 делегата от 161 церкви. Тема – «Христос – надежда мира» («Christ – the Hope of the World»). На ассамблее велись богословские дискуссии о понимании «христианской надежды». Европейские церкви подходили к проблеме с эсхатологической точки зрения, североамериканские настаивали на возможности практического решения «здесь и сейчас». Были подтверждены призывы первой Ассамблеи защищать религиозную свободу, бороться против расовой дискриминации. Особое внимание было уделено миссионерской работе мирян, которые должны быть своеобразными «мостами» между миром и церковью. Тема третьей Ассамблеи ВСЦ, состоявшейся в ноябре–декабре 1961 г. в Нью-Дели (Индия), – «Иисус Христос – свет мира». В её работе принимали участие 577 делегатов от 197 церквей. ВСЦ принял в свои ряды экуменическую организацию Международный миссионерский совет, который стал подразделением ВСЦ «Всемирная миссия и евангелизация». Был изменён «Базис» Всемирного Совета Церквей. Членами ВСЦ стали православные церкви из Восточной Европы: Русская православная церковь, Болгарская православная церковь, Польская православная церковь, Румынская православная церковь. На ассамблее обсуждалась также проблема отношения христианства к другим религиям и возможность диалога с ними, была принята резолюция против антисемитизма. Всемирный Совет Церквей стал больше внимания уделять помощи голодающим, беженцам, жертвам стихийных бедствий и т.д. независимо от их религиозной принадлежности. Четвёртая Ассамблея состоялась в июне 1968 г. в Упсале (Швеция). На ней присутствовали 704 делегата от 253 церквей. Тема – «Се, творю всё новое» («Behold, I Make All Things New»). Перед ассамблеей совместная комиссия представителей Римско-католической церкви и ВСЦ выработала документ «Кафоличность и апостоличность». Кафоличность толковалась как выражение истины и милосердия Христа и Святого Духа, причём полное её осуществление возможно только с пришествием Христа во славе, т.е. кафоличность в экуменическом понимании приобрела и эсхатологическое измерение. На основе этого документа был составлен доклад «Святой Дух и кафоличность Церкви» для обсуждения на ассамблее в Упсале. В этом докладе кафоличность определялась как качество, через которое церкви выражают полноту и целостность жизни во Христе. Ассамблея отметила, что в деле примирения и консолидации светские институты бывают более эффективными, чем церковные, поэтому церкви должны приобрести «новую открытость миру» с его «стремлениями, достижениями, неуёмностью и отчаянием». Прозвучал призыв усилить миссионерскую деятельность и расширять диалог с миром. На ассамблее было заявлено о возможности вступления Римско-католической церкви во ВСЦ (что так и не состоялось). После обсуждения вопроса о молитвенном служении ассамблея призвала церкви-участницы изучать молитвенные практики друг друга.

 



 
PR-CY.ru