ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ (ВСЦ) - Страница 7

На протяжении дальнейших лет участия в структурах ВСЦ представители РПЦ действительно шли на компромиссы и уступки Советскому государству в политических и общественных вопросах, обсуждавшихся на заседаниях ВСЦ, но никогда не было сделано никаких отступлений в вопросах веры и догматического учения. Уже на третьей Ассамблее было сделано «Заявление» православных участников, в котором чётко изложено православное видение христианского единства: «Для православных основная экуменическая проблема заключается в схизме. Православные не могут принять идею «равенства деноминаций» и не могут рассматривать христианское воссоединение просто как междоминационное урегулирование. Православная Церковь не конфессия, не одна из многих и не одна среди многих конфессий. Для православных Православная Церковь – это именно Церковь… Православная Церковь… имеет особое и исключительное место в разделённом христианском мире как носитель и свидетель традиций древней неразделённой церкви, из которых происходят все существующие деноминации путём упрощения и отделения… Единство может быть восстановлено деноминациями их возвращением к общему прошлому». В 1975 г. на пятой Ассамблее ВСЦ в Найроби представители православных церквей решительно протестовали против резолюции о рукоположении в священный сан женщин. В 1983 г. на шестой Ассамблее ВСЦ в Ванкувере представители православных церквей выступили против использования так называемого инклюзивного языка – именования Бога в женском роде. На протяжении 1980–1990 гг. во внутренней жизни протестантских церквей произошли значительные изменения. Широкое распространение получили такие явления, как женское священство, а в некоторых сообществах и женский епископат, отрицание греха гомосексуализма и поддержка прав геев и лесбиянок вплоть до освящения их браков и рукоположения в пасторское и в епископское достоинство. Учитывая, что подавляющее большинство членов ВСЦ составляют именно протестантские церкви, все эти процессы в той или иной степени проявлялись в мероприятиях, документах и дискуссиях ВСЦ. В результате представители православных церквей оказались втянутыми в обсуждение абсолютно чуждых им проблем и вопросов. А поскольку решения во ВСЦ принимаются простым большинством голосов, то не раз получалось, что православные участники как бы поддерживали все принятые в рамках ВСЦ решения, хотя в действительности они выступали против. Такое положение не могло считаться нормальным. Беспокойство вызывало и безграничное умножение числа членов ВСЦ, которые иногда представляли собой мелкие группы, возникшие в результате продолжающегося деноминационного деления протестантского сообщества. Членами ВСЦ становились также многочисленные межхристианские организации с неясными целями. Впервые в этих новых обстоятельствах православные выразили протест на седьмой Ассамблее ВСЦ, проходившей в Канберре в 1991 г. Было принято специальное «Заявление», подписанное всеми православными участниками ассамблеи, в котором говорилось, что православные обеспокоены наблюдаемым отходом от «Базиса» ВСЦ, что в результате «во многих документах ВСЦ нет утверждения, что Иисус Христос есть Спаситель мира, что наблюдается отход от библейски обоснованного христианского понимания: а) Триединого Бога, б) спасения, в) благой вести самого Евангелия, г) человека как сотворённого по образу и подобию Божию, д) Церкви, а также иных вероучительных вопросов. Также в «Заявлении» с тревогой говорилось, что «некоторые участники ассамблеи склонны с большой лёгкостью утверждать присутствие Святого Духа без различения во многих действиях и событиях», что «мы должны остерегаться склонности к подмене Святого Духа, исходящего от Отца и пребывающего в Сыне, «частными» духами, духами мира и иными духами». Наконец, было заявлено о недовольстве православных «способами принятия решений», когда их мнения практически не учитываются, и был поставлен вопрос о пересмотре отношений с ВСЦ. Более подробно эти проблемы православные рассмотрели на Всеправославных совещаниях в 1991 г. в Фанаре (Турция), в 1995 г. в Шамбези (Швейцария), в 1996 г. в Бейруте (Ливан). Русская православная церковь как одна из основных инициаторов перемен во ВСЦ провела силами Синодальной Богословской комиссии изучение ситуации в экуменическом движении. Результаты исследования были представлены в докладе Архиерейскому Собору 1994 г.

 



 
PR-CY.ru