ВСЕМИРНЫЙ СОВЕТ ЦЕРКВЕЙ (ВСЦ) - Страница 5

Решающий поворот был осуществлён папой Иоанном XXIII (1958–1963 гг.), который в 1960 г. создал Секретариат по содействию христианскому единству. Наблюдатели от католической церкви присутствовали в Нью-Дели (1961 г.) и на последующих ассамблеях ВСЦ. Важным экуменическим событием стал второй Ватиканский собор (1962–1965 гг.), на который были приглашены наблюдатели от ВСЦ. «Декларация о религиозной свободе» и «Декрет об экуменизме» явились законодательной основой официального диалога католической церкви и ВСЦ. Штаб-квартиру в Женеве посетил Римский папа Павел VI (в 1969 г.), а также папа Иоанн Павел II (в 1984 г.), который в 1995 г. издал энциклику «Ut Unum sint» о приверженности экуменизму. По мнению православных церквей, со второй половины XX в. появились основания говорить о нарастающем кризиса ВСЦ, расхождении либерального протестантского большинства и православного меньшинства. В январе 1920 г. появилось окружное послание Константинопольского патриарха Дорофея Прусского (1918–1921 гг.), призывавшее всех христиан к установлению добрых отношений, к сотрудничеству, к богословскому диалогу и к созданию Лиги Церквей по образцу Лиги Наций. В послании приводились следующие аргументы для участия православных богословов в межхристианских встречах: представители других церквей будут черпать свои познания о православной церкви из живого общения с её представителями; общение с протестантами поможет постепенному искоренению у них предубеждений в отношении православия как христианства второго сорта; православные христиане постепенно поймут образ мыслей своих западных братьев и узнают, что разные изъявления христианской веры и жизни зависят от исторических обстоятельств и условий, влиянию которых в своём продолжительном историческом развитии Восточные церкви не подверглись. Таким образом, постепенно формировались основные принципы участия православных церквей в экуменическом движении, важнейшим из которых стал принцип свидетельствования о вероучении и кафолическом предании церкви, и в первую очередь, о единстве церкви, как оно осуществляется в жизни поместных православных церквей. В том же году представители Константинопольской, Александрийской, Элладской, Сербской, Болгарской церквей и русской эмиграции приняли участие в учредительной конференции движения «Вера и церковное устройство» в Женеве, где предложили до начала серьёзных дискуссий об объединении создать «содружество Церквей» для «совместной деятельности в сфере моральных и социальных проблем». В 1927 г. на конференции в Лозанне представители православных церквей выступили с критикой документов движения «Вера и церковное устройство», которые, с их точки зрения, предлагали только внешнее единство христиан, допуская излишнюю широту в толковании христианского вероучения, и отказались от голосования, т.к. сочли недопустимым любой компромисс в вероучении, а также нашли, что термины, использовавшиеся в документах, допускают двоякое толкование. Православные церкви принимали участие в работе движения «Жизнь и труд». Так, в 1925 г. на первом межцерковном конгрессе в Стокгольме присутствовали делегаты Константинопольской, Александрийской, Иерусалимской, Кипрской, Элладской, Румынской, Сербской и Болгарской православных церквей. В 1936 г. в Афинах на первом всеправославном конгрессе богословов обсуждался вопрос об участии православных церквей в экуменическом движении, и была принята следующая резолюция: «Считая экуменическую работу для единства церкви и для практического христианства отрадным выражением пробуждения нового интереса к Церкви и богословию, конгресс приветствует это движение и уверяет, что он готов в православном духе сотрудничать в этом деле». В 1946 г. Русская православная церковь получила приглашение от Комитета ВСЦ в процессе подготовки принять участие в формировании Совета. Была назначена делегация во главе с митрополитом Николаем (Ярушевичем), но предполагаемые контакты и поездки не состоялись. В обстановке начинавшейся тогда «холодной войны» руководители СССР не сочли возможным разрешить международные церковные контакты. Митрополит Николай поддерживал переписку с Виссер'т Хоофтом, изучал материалы подготовки первой Ассамблеи ВСЦ в Амстердаме.

 



 
PR-CY.ru