Словарь по христианству В ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс

ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс

ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс – эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода его «возрождение» (отсюда и название), а также глубочайший кризис христианского средневекового мировоззрения. Культура эпохи Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от Средневековья к Новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый сплав. Сложным для исследователей является вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии – XIV–XVI вв., в других странах – XV–XVI вв.), его территории распространения и национальных особенностях. Областями, в которых с особой наглядностью проявилось переломное значение эпохи Возрождения, стали архитектура и изобразительное искусство. Религиозный спиритуализм, аскетические идеалы и догматические условности средневекового искусства сменились стремлением к реалистическому познанию человека и мира, верой в творческие возможности и силу разума. Утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, представления о стройной закономерности мироздания, овладение законами объективного познания мира придают искусству Возрождения идейную значительность и внутреннюю цельность. Коллективный опыт средневековых мастеров, когда непринято было подчёркивать свою личность, уступил место индивидуальному творчеству художника и архитектора. Из-за падения интереса к прежним церковным ценностям возросла роль светской архитектуры (общественные здания, дворцы, городские дома) и светских жанров изобразительного искусства (портрет, пейзаж). Наиболее полно отличительные особенности культуры Возрождения проявились в искусстве Италии. Открытие чувственного богатства и многообразия реального мира сочеталось в итальянском искусстве с аналитическим изучением действительности. Была разработана и теоретически обоснована художественная система реалистического изображения мира, подкреплённая научным изучением законов линейной и воздушной перспективы, теории пропорций, проблем анатомии и светотеневой моделировки. Античное искусство было не только национальным классическим наследием и образцом, но и послужило отправной точкой в обращении итальянских художников к природе, в стремлении полнее раскрыть гармоничные закономерности бытия. В итальянском искусстве Возрождения (не считая предренессансных явлений рубежа XIII и XIV вв.), исследователи различают Раннее Возрождение (XV в.), Высокое Возрождение (конец XV – первая четверть XVI вв.) и Позднее Возрождение (XVI в.). Передовая торгово-промышленная гуманистическая Флоренция стала в XV в. средоточием новаторства во всех видах искусства. Здесь были созданы многие произведения архитектуры Раннего Возрождения (Филиппо Брунеллески, Микелоццо ди Бартоломмео, Леон Баттиста Альберти, Бернардо Росселлино, Джулиано да Майано, Джулиано да Сангалло). Античная ордерная система, творчески переосмысленная итальянскими архитекторами, внесла в зодчество Возрождения логическую соразмерность и гармоничную ясность, обогатила тектонику зданий. За пределами Тосканы выделялось гармоническое творчество Лучано Лаураны (около 1425 – 1479 гг.) в Урбино и красочные, ещё во многом готические постройки венецианских архитекторов. Опыты регулярной планировки и застройки городской площади (Пиенца), района или города, утопические мечты итальянских архитекторов и теоретиков архитектуры (Леон Альберти, Антонио Филарете, Франческо ди Джорджо Мартини) и гуманистов об идеальном городе открывали новые перспективы градостроительству. Художники Раннего Возрождения в Италии создали пластически цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира. Систематически изучая натуру, они черпали мотивы из жизненной повседневности, наполняли традиционные религиозные сцены земным содержанием, обращались к античным сюжетам. Искусство Возрождения, главной темой которого стал человек-герой, постепенно распространилось по всей Италии. В скульптуре (Лоренцо Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, семья дела Роббиа, Антонио Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Бенедетто да Майано, Андреа Верроккьо) получили развитие свободностоящая статуя, перспективный живописный рельеф, реалистический портретный бюст, конный монумент. Для итальянской живописи XV в. (Мазаччо, Филиппе Липпи, Андреа дель Кастаньо, Паоло Уччелло, Фра Анджелико, Доменико Гирландайо, Антонио дель Поллайоло, Андреа Верроккьо и Сандро Боттичелли во Флоренции, Пьеро делла Франческа, Лука Синьорелли в Урбино, Франческо дель Косса в Ферраре, Андреа Мантенья в Мантуе, Пьетро Перуджино в Перудже, Джованни Беллини в Венеции) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира, любовь к повествованию и смелая игра художественной фантазии.

 



 
PR-CY.ru