ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс - Страница 7

Некоторые мистические учения с вопросом об очеловечении Бога сочетали вопрос об обожествлении человека. Последнее понятие заключает в себе отправной пункт ренессансного идеала человека. Оно имело специальное определение – «теосис» (или «тейосис»). Широко известен был связанный с неоплатонизмом Прокла эллино-сирийский мыслитель конца V в. Дионисий Ареопагит (или Псевдо-Дионисий), который в книгах «О мистическом богословии» и «О церковной иерархии» развивал платоновскую идею о непрерывности ряда, соединяющего в познании и в тейосисе человека с божеством. В XI–XII вв. на Переднем Востоке и в XIII–XIV вв. в Западной Европе, в первом случае – у византийцев Михаила Псёлла и Иоанна Италла, у армянского поэта Григора Нарекаци, у грузин Ефрема Мцире, Иоанна Петрици, у Руставели; во втором – у Бенавентуры, затем у Данте, немецких и нидерландских мистиков XIII–XIV вв. Мейстера Экхарта и Рейсбрука значение идей, переданных Дионисием потомкам, всё возрастает. Джованнии Боккаччо с ренессансной смелостью прямо применил идею тейосиса к конкретному земному человеку, своему учителю (если бы не несчастья жизни Данте, то он «силой своего гения» «на земле стал бы Богом»). Волна платоновского влияния вновь приходит в ренессансную Европу из Византии в XV в. с Гемистом Плифоном (Плетоном), Виссарионом Никейским и другими греческими гуманистами, спасавшимися от турецкого порабощения. У Николая Кузанского, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандолы идея божественности человека в рационализированном виде как идея его бесконечных возможностей делается подлинным кредо Возрождения. Она воплощается в тысячах произведений разных видов искусств от Брунеллески и Мантеньи, Леонардо и Эразма до зодчего Коломенского Вознесения, если не до Ермолая-Еразма и Кучака, до Шекспира, Сервантеса и Лопе де Веги. В Московской Руси полтора века после победы на Куликовом поле прошли под знаком восстановления преемственности с Византией, с южными славянами и со своей домонгольской культурой. При этом развивается взаимодействие между восточнославянскими народами, и к ним приходит и прямо от фрязинов (т.е. итальянцев), и через Польшу и Литву типологически более поздние ренессансные влияния с Запада. Однако ни в Московской Руси, ни у литовцев, белорусов и украинцев, государственно-правовое положение которых ухудшилось после Люблинской унии (а у белорусов и украинцев особенно после насаждавшей католицизм и униатство Брестской унии) ренессансная культура не могла получить такого развития, как в соседней Польше. В западноевропейском Возрождении ключевую позицию занимает Италия, но её искусство (особенно в тех городах и областях, которые дольше всего поддерживали связи с ромеями) долго оставалось проводником византийско-греческого влияния в Западной Европе. При ключевом положении Италии перспективнейшие для дальнейшего мирового литературного развития жанры романа и драмы Возрождения достигают своей вершины не в Италии, а в Испании и Англии, первоначально отстававших от неё на столетия, – у Сервантеса, Лопе де Веги, Шекспира, а высший расцвет публицистики Возрождения происходит в Германии начала XVI в. Если и общее направление развития культурных процессов в XIII–XVI вв. образует сложные кривые, то в отдельных случаях это развитие вычерчивает ещё более запутанные зигзаги. Например, на тех греческих островах, которые до XVII в. не подпали под губительную власть Османской империи, ренессансное развитие протекает отчасти под отражённым венецианским воздействием, как бы возвращавшим Греции в трансформированном виде ею же порождённые культурные ценности. При этом в отдельных случаях с обращённым процессом совмещается и необращённый, прямой путь. Таков, к примеру, путь особо одухотворённого направления в живописи XVI – начала XVII вв., во многом определённый жизненным маршрутом Доминикоса Феотокопулоса (Доменико Теотокопулоса), прозванного Эль Греко, – с Крита в Венецию, а затем в Толедо, где, став «национальнейшим» испанским художником, он распространял византийское влияние и, несмотря на весь сопряжённый с этим в одной из твердынь Контрреформации риск, упорно подписывал картины греческими «православными» литерами.

 



 
PR-CY.ru