ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс - Страница 4

Крупными центрами культуры и искусства Возрождения были также страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы – Хорватия, Венгрия, Польша, Чехия и Словакия. В Хорватии культура Возрождения переживала расцвет в XV – начале XVI вв. в богатых торговых городах Дубровницкой республики на Адриатическом побережье (Дубровник, Трогир, Шибеник), испытывавших воздействие Италии (главным образом Венеции и Флоренции). Отдельные ренессансные черты в зодчестве уживались здесь с местными средневековыми (романскими и готическими) традициями (постройки Юрая Далматинца, Николы Флорентинца). Высокого уровня достигли ренессансная декоративная скульптура (архитектурно-скульптурное убранство капеллы Урсини в соборе в Трогире, 1468 г. – начало XVI в., собора в Шибенике и др.) и алтарная живопись (Никола Божидаревич, Ловро Добричевич и др.). Проводником влияний итальянского Возрождения в Центральной и Восточной Европе был в XV в. двор венгерского короля Матьяша Хуньяди (Корвина), где работали итальянские мастера. Стиль Возрождения, насаждавшийся в этом районе местной аристократией, получил широкое распространение в XVI – начале XVII вв. В наиболее чистом виде он проявился в архитектуре дворцов (в Буде и Вишеграде, ныне в Будапеште, Кракове, Праге и др.) и замков (в Чехии, Словакии и Польше), в которых использовались ордерные архитектурные элементы (главным образом, в оформлении порталов и аркадных внутренних дворов), а также в убранстве церковных капелл (капелла Бакоца в Эстергоме в Венгрии; капелла Сигизмунда в соборе на Вавеле в Кракове, Польша). В городском строительстве (ратуши, дома богатых горожан) отдельные формы зодчества итальянского Возрождения сочетались порой с воздействием нидерландского маньеризма, а также местными строительными традициями, что придавало архитектуре каждой из стран своеобразные национальные черты (постройки в Кракове, Торуни, Казимеже-Дольны – в Польше; в Праге, Таборе, Тельче и др. – в Чехии; в Левоче, Прешове и др. – в Словакии). По схеме «идеального» ренессансного города, созданного итальянским архитектором Филарете, выстроены регулярные по планировке города Нове-Замки (Словакия) и Замосць (Польша; оба – 1580 г.). Высокого уровня в Центральной и Восточной Европе достигли алтарная скульптура, сочетавшая позднеготические и ренессансные черты (работы Вита Ствоша, Польша, и Павла из Левочи, Словакия), а также миниатюра, стенная и алтарная живопись (мастер Литомержицкого алтаря, Чехия; Мастер «MS», работавший в Словакии и Венгрии). Широкое распространение в Польше получили ренессансные скульптурные надгробия (Я. Михалович из Ужендова и др.). Развивались многие светские виды и жанры – декоративные росписи сграффито, портрет и др. В XVI в. влияния искусства Возрождения проникли также в Трансильванию (ныне северо-запад Румынии), Западную Украину (дома на площади Рынок во Львове) и Литву (Вильнюс, Каунас и др.). Некоторые учёные склоняются к более расширительному применению понятия «Возрождение», не ограничивая его территорию рамками Европы. Ряд востоковедов обращает внимание на ренессансные черты культуры отдельных стран Азии, Закавказья в определённые исторические периоды (например, Китая VIII–XII вв., Закавказья XII–XIII вв.) и считает возможным говорить о Возрождении в Китае, Закавказье. Таким образом, Возрождение рассматривается как всемирно-историческое явление (однако эта проблема остаётся в науке дискуссионной). Объективная роль деятелей культуры Возрождения в подготовке основ буржуазного общества не сопряжена с какой-то их буржуазной ограниченностью. Борьба против феодальной идеологии и духовной диктатуры церкви сочеталась у ренессансных художников и писателей с борьбой против новоявленных буржуазных пороков, против хищнического первоначального накопления. Основой такого сочетания, обоюдоострого по отношению к двум боровшимся укладам, является особого рода народность культуры Возрождения, понимаемая не только в непосредственном смысле, но и опосредованно – как объективное отражение основных интересов складывающихся наций в большой исторической перспективе. Народность Возрождения отличается от непосредственной народности, которую со времён романтической критики связывают, прежде всего, со Средними веками. В условиях Возрождения искусства отделялись от народного творчества и ремёсел и во многих случаях частично утрачивали непосредственную народность. Те элементы, которые отразились в сказаниях о «добром старом времени» и о рыцарственной самоотверженности, становились в эту эпоху элементами индивидуальных произведений гуманистической и художественной интеллигенции, а народное начало в культуре получило возможность опосредованного, но крупномасштабного выражения.

 



 
PR-CY.ru