ВОЗРОЖДЕНИЕ, Ренессанс - Страница 3

Нидерландская школа живописи XV в. (алтарные картины, портреты, миниатюры), новаторски переработавшая духовные и художественные традиции средневековой культуры, была важнейшей среди северно-европейских школ. Она отмечена интересом к человеку и природе, пантеистическим восприятием мира, пристальным вниманием к ценности и неповторимости каждой детали и каждого явления, слитых с одухотворённым миром и таящих в себе глубокий символический смысл (работы Робера Кампена, крупнейшего мастера этой школы Яна ван Эта, Дирка Баутса, Хуго ван дер Гуса, Рогира ван дер Вейдена, Ханса Мемлинга и др.). На рубеже XV и XVI вв. Хиеронимус Босх (около 1460 – 1516 гг.) создавал сатирико-морализирующие картины, в которых обращался к наследию народной средневековой культуры. В XVI в. из Италии и Франции в архитектуру Нидерландов проникли классические принципы Возрождения, не получившие, однако, преобладающего развития. Под влиянием гуманистических идей и реформационных движений XVI в. религиозная картина утрачивала своё ведущее значение, получали развитие светские жанры: портрет (Антонис Мор, Ян ван Скорел), пейзаж (Иоахим Патинир), бытовой жанр (Лука Лейденский). Эклектическому течению романизма, подражавшему художественным приёмам итальянского искусства, противостояло искусство, основанное на национальных традициях, широко отражавшее жизнь народа и социальные противоречия эпохи. Его наиболее ярким представителем был Питер Брейгель Старший (около 1525 – 1569 гг.). Начало нового этапа в развитии искусства Германии относится к 1430 гг. (Лукас Мозер, Ханс Мульчер, Конрад Виц). В Германии собственно Возрождение началось на рубеже XV и XVI вв. и закончилось уже в 1530–1540 гг. Здесь искусство Возрождения было тесно связано с национальной позднеготической традицией и несёт на себе отпечаток классовых битв. На него оказали большое влияние идеи Реформации и Крестьянской войны 1524–1526 гг., придав ему во многом социальную, а нередко и классовую направленность. Своеобразие немецкого Возрождения раскрывается в живописи и графике Альбрехта Дюрера, Матиса Нитхардта, Лукаса Кранаха Старшего, Альбрехта Альтдорфера, Ханса Хольбейна Младшего, в острой публицистичности станковой и книжной графики, скульптуре Тильмана Рименшнейдера, Фейта Штоса (Вита Ствоша), Адама Крафта и др. Во Франции искусство Возрождения развивалось на основе богатых местных готических традиций, его становлению способствовали знакомство с античным наследием (особенно на юге страны), культурные связи с Италией и Нидерландами. Для французского искусства XV в. характерны тонкая поэтичность и мягкий лиризм, стремление к иллюзорной передаче пространства, острота жизненных наблюдений (скульптура Мишеля Коломба, портреты и миниатюры Жана Фуке и Симона Мармиона, картины Муленского мастера, Жана Фуке и др.). В XVI в. в условиях складывающегося абсолютизма искусство французского Возрождения достигает расцвета. Возросший интерес к человеческой личности проявился в карандашном и живописном портрете (Жан Клуэ Младший, Корнель де Лион, Этьен и Пьер Дюмустье). В скульптуре гуманистический идеал Возрождения выразился в классически совершенных образах Жана Гужона. Противоречия Позднего французского Возрождения, усиление драматического начала проявились в скульптурных группах и портретах Жермена Пилона. Со второй половины XV в. в архитектуре Франции формируется изящный стиль Возрождения, проявившийся в королевских и дворянских замках, а также в городских особняках (Пьер Леско, Филибер Делорм, Жак Дюсерсо, Жан Бюллан). В искусстве Англии элементы стиля Возрождения (в большой мере под влиянием работавшего здесь Xанса Хольбейна Младшего) нашли выражение в миниатюрном портрете (Николас Хиллиард и его ученик Айзек Оливер), в усадебном (рациональные по планировке кирпичные дома с холлом и галереей) и дворцовом строительстве. В Дании, Швеции и Финляндии черты Возрождения проявились в основном в архитектуре замков, усадеб и общественных зданий. В Испании в условиях завершившейся лишь к концу XV в. Реконкисты в искусстве соединились героические идеалы и религиозный аскетизм, яркая национальная самобытность и сильное воздействие арабской культуры. Под влиянием Джотто и сиенской живописи (а также нидерландского искусства) в Испании на местной почве сформировался национальный стиль, где преобладали суровые, аскетически выразительные фигуры и лики, торжественная декоративность. Традиционная склонность к пышной декоративности породила в XVI в. стиль платереско, в котором богатое скульптурное убранство сплошь покрывало стены, структурные членения зданий. В XVI в. растущее влияние итальянского искусства Возрождения было плодотворно использовано в творчестве Алонсо Берругете, Диего де Силоэ, Алонсо Санчеса Коэльо и др. В проникнутых спиритуализмом и мистикой образах выразились трагические противоречия эпохи католической реакции (Луис де Моралес, Эль Греко). Искусство Португалии развивалось сходными с Испанией путями, обладая, однако, и местным своеобразием (Нуну Гонсалвиш). Архитектурный стиль «мануэлино» (начало XVI в.) отличался от испанского платереско большей лаконичностью и сдержанностью декора.

 



 
PR-CY.ru