ВЛАДИМИР СВЯТОСЛАВИЧ - Страница 22

В ряде произведений (например, гравюра из Цветной Триоди 1685 г., напечатанная в черниговской Троицко-Ильинской типографии) в число атрибутов Владимира Святославича входит держава. Тип лика Владимира Святославича в украинских памятниках зачастую сильно отличается от русских произведений, например, широкой окладистой бородой: икона Ивана Рутковича из Н. Скварявы (1697–1698 гг.). В надписях на некоторых произведениях Владимир Святославич именуется царём. При митрополите Петре (Могиле) в связи с обретением гробницы Владимира Святославича в Десятинной церкви появляются изображения князя в монументальной живописи. В росписи киевской церкви Спасителя на Берестове, исполненной в 1644 г. афонскими художниками по заказу митрополита Петра, изображение Владимира Святославича входит в состав ктиторской композиции над западным входом в храм: митрополит Пётр представлен коленопреклонённым перед образом Христа Великого Архиерея, слева от которого стоит Богоматерь, справа – Владимир Святославич с широкой бородой, в шубе и закрытом венце (изображение Владимира Святославича, очевидно, связано с известием о его кончине в Берестове). Вероятно, при митрополите Петре, обновившем киевский Софийский собор, фигура Владимира Святославича была включена в состав древней ктиторской композиции на его западной стене: судя по копии конца XVIII в. с рисунка Абрагама ван Вестерфельда 1651 г., в центре древней фрески было помещено фронтальное изображение Владимира Святославича в шубе, закрытом городчатом венце, с мечом и скипетром. К этому произведению довольно близка гравюра из «Синопсиса» Иннокентия (Гизеля), в обрамление которой включены фигуры князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, а также изображения проповеди философа и крещения Владимира Святославича. Особый иконографический тип, характерный только для украинской книжной гравюры, – изображения Владимира Святославича на престоле: Минея праздничная (Анфологион; Львов, 1638 и 1643 гг.). В некоторых украинских изданиях XVII в. фигура Владимира Святославича включена в состав более сложных композиций. На гравюре архиепископа Лазаря «Меч духовный» он представлен полулежащим на земле у основания древа с изображениями царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны, царевичей Алексея, Феодора и Симеона (по сторонам показаны князья-страстотерпцы Борис и Глеб). Эта панегирическая композиция под названием «Род правых благословится» утверждала святость царского рода, восходящего к Владимиру Святославичу, по словам апостола Павла: «Аще корень свят, то и ветви» (Рим. 11:16). С 1620 гг. в киевских изданиях появлялись орнаментальные обрамления титульного листа с изображениями Киево-Печерской лавры и святых, где часто встречаются изображения Владимира Святославича, Бориса и Глеба, княгини Ольги, преподобных Антония и Феодосия Печерских, т.е. Владимир Святославич включён в число почитаемых киевских святых. Известны случаи сопоставления его фигуры с изображениями императора Константина и апостола Андрея Первозванного, напоминавшими о крещении Руси и расцвете христианства, предсказанном во время легендарного путешествия апостола Андрея по русским землям. В русском искусстве Нового времени образ Владимира Святославича занимает одно из центральных мест. Императора Петра I в проповедях и панегириках часто уподобляли Владимиру Святославичу за насаждение православия в завоёванных землях, Азове и Ингерманландии. Икона Владимира Святославича (Андрей Поспелов, Фёдор Артемьев, 1728–1729 гг.) в иконостасе Петропавловского собора в Санкт-Петербурге находится над иконой апостола Петра. В этом произведении традиционный образ князя получил переосмысление в духе барокко: из числа новых для его иконографии признаков исследователи отмечают латы, «геральдическую» княжескую корону с горностаевой опушкой и широкую длинную бороду, которая, впрочем, сохранила разделение на две пряди. С первой половины XVIII в. известны первые случаи распространённого впоследствии сопоставления Владимира Святославича с князем Александром Невским, который в петровское время также получил исключительный статус «императорского святого»: икона «Апостолы Пётр и Павел, Александр Невский и Владимир» из Петергофского дворца, где Владимир Святославич включён в число святых, особо почитавшихся в Санкт-Петербурге; местный ряд иконостаса нижней церкви Никольского Морского собора (1757–1759 гг.) с иконой Владимира Святославича, помещённой симметрично образу князя Александра Невского. Начиная с XVIII в. Владимир Святославич всё чаще изображается отдельно от Бориса и Глеба. Уже в петровское время образ Владимира Святославича стал достоянием не только церковного, но и светского искусства, включался в серии портретов русских государей, появившиеся в 1810–1820 гг.: «Родословие великих государей царей и великих князей российских» архиепископа Феофана (Прокоповича) с портретами, гравированными Питером Пикартом (1717 г.); гравированный Алексеем Фёдоровичем Зубовым портрет императрицы Екатерины I (1725–1727 гг.) в окружении медальонов с портретами государей от Рюрика до Петра (1725 г.), серия яшмовых инталий И.К. Дорша, выполненных по заказу Я.В. Брюса (1820 гг.).

 



 
PR-CY.ru