Словарь по христианству В ВАСИЛИЙ Познанский

ВАСИЛИЙ Познанский

ВАСИЛИЙ Познанский – царский жалованный живописец конца XVII и начала XVIII вв. Сведения о нём исследователи находят в архивах. Первое упоминание о Василии Познанском встречается в 1670 г. В это время он был «учеником живописнаго дела» и получал жалованье в Оружейной палате по 2 алтына и 2 денги в день. Поступил он в Палату учиться, как предполагают исследователи, ещё мальчиком. Из Польши Василий приехал в Москву, вероятно, или со своим отцом, или с одним из близких ему людей, которые поступили на службу во дворец. Известно, что после смоленского похода царя Алексея Михайловича (1645–1676 гг.) в Москву прибыло много поляков служить царю в Оружейной палате и других учреждениях. Учителем Василия Познанского был знаменитый царский жалованный иконописец Иван Артемиевич (Артемонович) Безмин (1653–1696 гг.). В Московском Главном Архиве Министерства Иностранных Дел между Малороссийскими актами исследователи нашли свидетельство от 14 октября 1691 г., выданное еврею Иосифу Познанскому о принятии им православия, который получил своё художественное образование также в Москве (учился сначала у поляка Станислава Лапуцкого, а затем у немца Детерса), был возведён за своё искусство в потомственное дворянство. Исследователи не знают, был ли этот Иосиф Познанский каким-либо родственником Василия Познанского, но ученик Безмина оказался очень талантливым художником. Уже в 1672 г. он вместе с некоторыми живописцами едет в с. Коломенское, где принимает участие в художественных работах по расписыванию царского двора (в официальном документе говорится, что он здесь «писал и золотил»). Затем в течение целых пяти лет о деятельности Василия Познанского в Оружейной палате ничего не известно. В марте 1677 г. он «написал вновь золотом и серебром знамя полковое по тафте лазоревой, с оба лица по кресту о пяти степенях, около крестов написано солнце да месяц со звёздами, по каймам написаны травы золотыя с серебром, – в поднос великому государю недели святыя Пасхи». Видимо, работа Познанского царю Фёдору Алексеевичу очень понравилась, и в 1678 г. он уже числился в списке жалованных живописцев Оружейной Палаты, пишет (вместе с Карпом Ивановым) для царя (несомненно, по его повелению) «золотом, серебром и красками по атласу зеленому плащаницу – образ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». 3 октября ему было велено писать в новых деревянных хоромах, на Потешном дворе, «разные притчи, по полотну, на подволоках и стенах», 28 октября он уже писал копию с распятия, взятого из Троице-Сергиева монастыря (в это время он считался уже таким опытным мастером, что к нему в ученики был отдан «иноземец» Гаврило Волков). В 1679 г. Василий Познанский написал для царя Фёдора Алексеевича (в хоромы к нему) золотом и красками по белому атласу Нерукотворенный образ Спасителя, в придворную церковь Спаса Нерукотворенного образа («что у великого государя вверху, на сенях») написал золотом и красками по атласу червчатому «образ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на плащанице». Видимо, первая плащаница, написанная Познанским в 1678 г., была очень хороша, почему вскоре и поручили ему написать вторую для придворной церкви. 21 марта 1679 г. ему было велено расписать затворы и решётки в окнах и дверях церкви великомученицы Екатерины, что в Верху; 4 апреля – написать «в нашивных тафтах Господни Страсти, да восемь столпов ко гробу Господню, на Голгофу», 10 апреля – «Страсти Христовы» на две плащаницы, 17 апреля – плащаницу по атласу, в церковь св. Евдокии, что в Верху; 9 августа – по белому атласу образ Спаса Нерукотворенного к государю в хоромы. В это время шли работы по отделке и расписыванию Покровского соборного храма в государевом имении Измайлове. Сюда был вызван и Познанский, которому здесь пришлось «писать трое дверей да позади местных икон, деисусов, праздников и праотцев зелёным аспидом».

 



 
PR-CY.ru