ВАСИЛИЙ Познанский - Страница 7

Внимательно анализируя опубликованную А.И. Успенским челобитную и соотнося её с материалами его же статьи и архивными документами, исследователи заметили несколько неточностей: жалование Познанского в том году не четыре, а три алтына на день, жалование же Карпа Золотарёва – «четыре алтына на день». Кроме того, у Познанского был только один сын – Матвей, автор же челобитной указывает «с детишками». В 1682 г. Познанский создаёт уникальный «клееный тафтяной» иконостас для церкви Распятия (Воздвижения Креста) в царском дворце. В 1681–1682 гг. на своде церкви Спаса Нерукотворного, «что у государя на сенях», была устроена небольшая церковь с молельней. Металлический медный с серебрением иконостас подрядился сделать для неё Карп Золотарёв (исследователи полагают, что ныне существующий деревянный резной золочёный иконостас сделан в середине XIX в.). В пятиярусном иконостасе, киотах и молельне сорок восемь икон. Иконографический замысел иконостаса подчинён единой «страстной» теме. Иконы выполнены в уникальной для России технике аппликации на деревянной основе. Личное написано в свето-теневой реалистической манере на шёлковой ткани, всё остальное (одежды, атрибуты, фоны) выклеены из тканей. Учитывая большой объём работы и короткий срок, за который она была выполнена, исследователи предполагают, что в ней участвовало несколько мастеров. Первый исследователь иконостаса Распятской церкви А.И. Успенский среди его авторов называет Василия Познанского, Ивана Салтанова и Ивана Безмина. Архивные документы свидетельствуют об авторстве Познанского и позволяют исследователям установить время работы над иконами. В одной из челобитных он пишет, что красочному терщику Ивашке Власову, работавшему у него с 29 декабря 1681 г. по 3 марта, не выданы деньги за работу, вторая уточняет, что в марте-апреле 1682 г. тёрщик продолжает работу («…в которые дни те тер краски к государевым верховым делам в прибавку на клеёному иконостасу ко Спасову образу, к Богородичному, и к Петру апостолу, и ко всяким иным верховым делам у живописца Василия Познанского Ивашке Власову на те дни кормовых денег не дано»). Приписывая иконы в молельне Салтанову и Безмину, А.И. Успенский ссылается на архивные документы, которые сообщают, что эти художники «писали они на полотнах к нему великому государю вверху на Голгофе страсти Спасителевы, Воскресение, Воздвижение Христово… а те полотна мерою аршина по три и по четыре» (дальше к этому списку добавляются «Вознесение» и «Мария Магдалина»). Эти сюжеты действительно имеются в Распятской церкви, однако время создания работ, перечисленных А.И. Успенским – март-апрель 1680 г., тогда как церковь Распятия начали строить только в мае 1681 г., а иконостас и иконы для него выполняли в конце 1681 – начале 1682 г. К тому же Салтанов и Безмин писали иконы на полотнах, а иконостас Распятской церкви документы называют «клееным» и «тафтяным» (размеры тех и других икон не совпадают). Вероятно, речь идёт о других иконах с частично совпадающими сюжетами, которые А.И. Успенский отождествил с Распятскими. Таким образом, авторство Салтанова и Безмина для икон Распятской церкви исследователи не подтверждают. В 1983 г. для проведения реставрационных работ иконостас Распятской церкви был демонтирован, что позволило провести технологические и визуальные обследования икон. Анализ живописной манеры автора икон Распятской церкви убеждает исследователей в том, что выполнены они мастером, хорошо знакомым с техникой масляной живописи, выполнены темпераментно, с сочетанием широких плотных мазков и тонких лессировок.

 



 
PR-CY.ru