ВАСИЛИЙ Познанский - Страница 8

Сравнение авторского живописного слоя на рентгенограммах деисусных икон позволяет им утверждать, что выполнены они одним мастером, и этим мастером является Познанский (как автор иконы «Апостол Пётр»). К этой группе икон по манере исполнения приближаются лики архангелов Михаила и Гавриила, а также лики персонажей на иконах «страстного» ряда: «Тайная вечеря», «Христос перед народом», «Христос перед Пилатом», «Бичевание Христа», лики архангелов и апостолов на иконе «Вознесение Христово» из молельни. Живопись икон с изображением пророков и воинов–мучеников отличается от рассмотренных выше произведений большей скованностью кисти, несовершенством пропорций. В этих иконах исследователи видят подражательность, они кажутся менее профессиональными (они считают, что иконы, возможно, выполнены под руководством Познанского его учеником). В ещё одной группе икон они видят явно иные стилистические признаки: Богоматерь «Благодатное небо», «Спас Эммануил» и Богоматерь «Величит душа моя Господа» из молельни. Некоторые иконы Распятской церкви имеют непосредственные аналогии в Библии Мериана («Христос перед Пилатом», «Христос перед народом», «Бичевание» и «Несение креста») и Евангелии Наталиса («Снятие с креста», «Вознесение», «Воскресение Христово»). В плеяде мастеров-живописцев XVII в. Василию Познанскому исследователи отводят особое место: он единственный художник, который разрабатывал в станковых произведениях сложную технику аппликации, соединения живописи и ткани, технику, которую применили до него только в произведениях прикладного искусства. Сохранились следующие произведения Василия Познанского: иконы церкви Распятия в Большом Кремлёвском дворце (1682 г., дерево, шёлк, репс, плетения, объярь, холст, тафта, атлас, бумага; ткачество, аппликация, масло); царские врата с изображением Богоматери, архангела Гавриила, евангелистов Иоанна, Матфея, Марка, Луки; Спаситель в терновом венце (верхняя запись с авторской живописи удалена полностью, нижняя, в местах сильной потёртости, частично оставлена; икона реставрировалась в 1981–1984 гг.); «Григорий Богослов и Николай Чудотворец» (икона реставрировались в 1985 г.; на авторской живописи незначительные поздние прописи); южная дверь с изображением архангела Гавриила (икона реставрировалась в 1986–1987 гг.; авторская живопись под прописями); «Богоматерь Умягчения злых сердец» (икона реставрировалась в 1983 г.; авторская живопись без записей хорошей сохранности, убрус утрачен); «Василий Великий и Иоанн Златоуст» (икона реставрировались в 1985 г.; на авторской живописи незначительные поздние прописи); северная дверь с изображением архангела Михаила (икона реставрировалась в 1986–1987 гг.; авторская живопись под прописями). Страстной ряд: «Иисус Христос перед Анной», «Иисус Христос перед народом», «Бичевание Христа», «Несение креста», «Тайная вечеря», «Моление о чаше», «Лобзание Иуды», «Иисус Христос перед Пилатом» (иконы реставрировались в 1986–1987 гг.; авторская живопись под записями). На иконе «Бичевание Христа» проведено частичное раскрытие, удалены записи на изображении Христа (левая сторона лика, одна треть торса и часть левого бедра), на ликах трёх персонажей слева от Христа. Деисусный ряд: «Господь Вседержитель», «Апостол Павел», «Апостол Иаков», «Апостол Иуда», «Апостол Фома», «Апостол Пётр», «Апостол Иоанн», «Апостол Варфоломей», «Апостол Симон» (иконы реставрировались в 1983–1985 гг.; сохранность в целом хорошая; авторская живопись под прописями).

 



 
PR-CY.ru