ВАСИЛИЙ Познанский - Страница 9

Четвёртый ряд (мученический): «Спаситель», «Мученик Фёдор», «Мученик Никита», «Мученик Евстратий», «Мученик Леонтий», «Мученик Димитрий», «Мученик Георгий» (иконы реставрировались в 1982–1983 гг.; верхний слой записей удалён, нижний прорежен; авторская живопись под прописями). Пятый ряд: «Пророк Исайя», «Пророк Илия», «Пророк Елисей» (иконы реставрировались в 1983–1984 гг.; на иконах с изображением пророков верхний слой записей удалён, нижний, в связи с плотностью записей, не расчищался; на иконе «Господь Вседержитель» проведена полная расчистка; авторская живопись потёрта, незначительные утраты), «Спас Эммануил», в киоте, «Богоматерь Благодатное небо», в киоте. Иконы из иконостаса Распятской церкви: «Богоматерь, предстоящая перед Распятием», «Иоанн Богослов, предстоящий перед Распятием» (иконы реставрировались в 1985 г.; верхний слой записей удалён; нижний красочный слой полностью не удалялся, в местах сильной потёртости авторского красочного слоя оставлены поздние прописи), «Снятие с креста» (икона реставрировалась в 1985 г.; верхний слой записи удалён, нижний – разрежен и утоньшён), «Страшный суд» (икона реставрировалась в 1985 г.; верхний слой записи удалён, нижний – разрежен и утоньшён), «Вознесение Христово» (икона реставрировалась в 1985 г.; это – единственная икона, на которой было проведено полное и последовательное раскрытие авторской живописи. Сняты два слоя записей с промежуточным слоем лака. Авторская живопись была либо без защитного покрытия, либо покрыта каким-то бесцветным составом. Утраты авторского красочного слоя незначительны. В сонме херувимов, окружающих Христа, одна из головок (нижняя справа) была утрачена и поновитель XIX в. написал головку непосредственно на шёлке, при расчистке она единственная сохранила тёмный цвет живописи позднего времени), «Воскресение Христово» (икона реставрировалась в 1985 г.; верхний слой записи удалён, нижний – разрежен и утоньшён; авторская живопись под прописями), Богоматерь «Величит душа моя Господа» (икона реставрировалась в 1985 г.; авторский слой без записей, хорошей сохранности). Икона «Спас Эммануил» поступила в Государственный Исторический музей из Высоко-Петровского монастыря в 1925 г., хранилась в Боголюбской церкви Высоко-Петровского монастыря при гробе убитых во время стрелецкого бунта 1682 г. Ивана и Афанасия Нарышкиных в трапезной. Существует мнение, что икона попала в Высоко-Петровский монастырь из дома опального боярина В.В. Голицына, однако она не зафиксирована в описи дома Голицына после его опалы, которая была опубликована Забелиным (Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII ст. М., 1895. Ч. I. С. 559). Помимо этого, отсутствуют какие-либо документы о её передаче в Высоко-Петровский монастырь именно из дома боярина В.В. Голицына. Ближайшей аналогией «тафтяной» иконы в той же технике является образ «Спас Эммануил» из молельни при кремлёвской дворцовой Распятской церкви. Лит.: Г.В. Есипов. Сборник выписок из архивных дел о Петре Великом; А.Е. Викторов. Опись книг и бумах старого Дворцового Приказа. М. 1883; И.Е. Забелин. Перечень иконописных и живописных работ дворцовых и городовых мастеров XVI-го ст. («Русский Художественный Архив» 1894 г.); Русская старина 1851. 2-е изд.; Успенский А. Василий Познанский, его произведения и ученики // Древнерусская живопись (XV–XVIII вв.). М., 1906; Троицкий В. Плащаница XVII в. работы Василия Познанского. М., 1909; Вьюева Н.А. Живописец Василий Познанский (к истории создания иконостаса церкви Распятия в Большом Кремлевском дворце) // ГММК: Материалы и исследования. Вып. 8: Русская художественная культура XVII века, М., 1991.



 
PR-CY.ru