Словарь по христианству С СЕВИР

СЕВИР

СЕВИР (Север, Северий) – Антиохийский патриарх в 512–518 гг., основатель ереси северианства, самый выдающийся догматист монофизитства. В течение 26 лет (512–538 гг.) стоял во главе своей партии; почитается монофизитами как святой. Родился в Созополе Писидийском в 456 г., умер в египетском городе Ксоис в 538 г. В молодости Севир обучался в грамматической школе в Александрии и юридической школе в Берите (современный Бейрут). Принял крещение в 488 г. в Триполи, а затем монашеский постриг в монастыре акефалов в Маюме, пригороде Газы. Через некоторое время основал собственный монастырь и был рукоположён в сан иерея монофизитским епископом Епифанием, изгнанным православными со своей кафедры. В годы притеснения маюмских монахов-монофизитов со стороны Иерусалимского патриарха Илии I (494–516 гг.) Севир и около 200 его монахов перебрались в Константинополь и три года прожили в столице, собрав вокруг себя столичных монофизитов. Как богослов, Севир писал труды против ересей евтихиан и мессалиан, против Нестория и установлений четвёртого Вселенского собора в Халкидоне. Приверженцы Севира активно пытались внедрить в столичную богослужебную практику Символ веры с монофизитской прибавкой «распявший себя за нас». Севир пользовался большим влиянием в церковной жизни Константинополя  после смещения в 511 г. императором Анастасием I Дикором (491–518 гг.) патриарха Македония II (495/496 – 511 гг.) даже рассматривался как возможный кандидат на константинопольскую кафедру. Однако в итоге Константинопольским патриархом был избран монофизит Тимофей I Литровул (511–518 гг.), а Севиру в 512 г. досталась антиохийская кафедра, где он проявил себя как один из самых ревностных противников Халкидонского собора. Признавая вселенское значение Эфесского «разбойничьего» собора, он считал его председателя Александрийского епископа Диоскора (444–451 гг.) таким же учителем церкви, как и Кирилл Великий (412–444 гг.). За свою еретическую деятельность Севир был проклят Иерусалимским патриархом Иоанном III (516–524 гг.), а император Юстин I (518–527 гг.) в 518 г. лишил его епископской кафедры и отправил в ссылку. Бежав в Александрию после воцарения Юстина I, Севир вступил в догматический спор с Галикарнасским епископом Юлианом (ум. после 518 г.). Обе стороны в 535 г. выдвинули своих претендентов на Александрийскую кафедру: Севир – Феодосия, Юлиан – Гаяна. Первого поддерживали значительная часть клира и светская власть, второго – монахи и местное население от верхних до нижних слоёв (факт, характерный для настроения египтян). Тем не менее, Феодосию выпола более значительная роль, и он с Севиром стал иерархическим родоначальником Яковитской монофизитской церкви. Несмотря на это, благодаря влиянию императрицы Феодоры, с которой Севир познакомился в Александрии, он был участником Константинопольского Собора 536 г., где представлял монофизитов. На Соборе против него были выдвинуты обвинения в ереси, и, несмотря на его поддержку монофизитской оппозицией, Севир вместе с другими еретиками-монофизитами был осуждён и вскоре вновь отправлен в ссылку в Египет, согласно императорскому указу, подтвердившему решение Собора. В 538 г. (по другим данным – в 542 г.) Севир скончался в монастыре Эннатон в г. Ксоис. Монах и богослов Леонтий Византийский (около 485 – после 541 гг.) написал два труда в опровержение ереси Севира.

 



 
PR-CY.ru