Словарь по христианству Р РУБЕНС Питер Пауль

РУБЕНС Питер Пауль

РУБЕНС Питер Пауль (1577–1640 гг.) – крупнейший южнонидерландский (фламандский) живописец, воплотивший в своих произведениях подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Его творчество – органичный сплав традиций реализма Питера Брейгеля Младшего (1564–1638 гг.) с достижениями венецианской школы. Хотя на всю Европу гремела слава его масштабных работ на мифологические и религиозные темы, Питер Пауль Рубенс был также виртуозным мастером портрета и пейзажа. Он никогда не стеснялся подражать тем из предшественников, которые восхищали его, и особенно Тициану Вечеллио (1488/1490 – 1576 гг.) с Брейгелем. Первое десятилетие его творчества представляет картину трудолюбивого и методичного освоения достижений художников XVI в. Благодаря такому подходу он освоил все жанры ренессансной живописи и стал самым универсальным художником своего времени. Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять. Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью. В 1610 гг. Питер Пауль Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко (например, «Охота на крокодила и гиппопотама»). В этих работах вихрь композиционного движения сносит ограничения, традиционно налагаемые на художников линией и формой. Рубенсовские мазки поражают смелостью и свободой, хотя при всей широте их он никогда не впадает в пастозность. Его непревзойдённое искусство владения кистью очевидно и в многометровых композициях 1620 гг., и в точных, лёгких, подвижных мазках небольших работ последнего периода. Происходил из старинной семьи антверпенских граждан. Его отец, Ян Рубенс, адвокат, бывший в эпоху правления герцога Альбы (1507–1582 гг.) одним из синдиков (защитников на суде) города Антверпена, за свою приверженность идеям Реформации попал в опальные списки и был вынужден бежать за границу. Сначала он поселился в Кёльне, где вступил в близкие отношения с Анной Саксонской (1544–1577 гг.), супругой Вильгельма I Оранского Молчаливого (1533–1584 гг.). Эти отношения вскоре перешли в любовную связь и нежелательную беременность, которая оказалась достоянием общественности. Яна Рубенса посадили в тюрьму, откуда он был выпущен только после долгих просьб и жалоб своей жены, Марии Пейпелинкс, и отправлен в ссылку. Сохранились небольшие фрагменты переписки Марии Пейпелинкс и Яна Рубенса, отбывавшего наказание по причине, бросающей тень на дом Оранских-Нассау, и которую запрещалось оглашать. Местом ссылки ему был назначен небольшой городок Нассауского герцогства Зигген, в котором он и прожил со своей семьёй с 1573 по 1578 гг., и где, вероятно, 28 июня 1577 г. родился будущий великий живописец. Детство Питера Рубенса протекло сначала в Зигене, а потом в Кёльне, и лишь в 1587 г., после смерти Яна Рубенса, его семья получила возможность возвратиться на родину, в Антверпен. Для этого матери Рубенса вновь пришлось перейти в католичество.

 



 
PR-CY.ru