РУБЕНС Питер Пауль - Страница 6

За эти заслуги король возвёл художника в рыцари, а Кембриджский университет произвёл его в почётные доктора. Во время своих странствий Рубенс овдовел. После возвращения в родной Антверпен в 1630 г. он взял в жёны 16-летнюю дочь друга, Елену Фурман (1614–1673 гг.). В последнее десятилетие жизни она становится излюбленным предметом его портретов, среди которых выделяется своей игривостью «Шубка» (1638 г., Музей истории искусств). Мы узнаём её черты в «Саду любви» (1634 г.), в «Трёх грациях» (1638 г.) и в «Суде Париса» (1639 г.). Гораздо чаще, чем раньше, позднего Рубенса влекут пейзажи. Такие брейгелевские пейзажи, как «Пейзаж с радугой» (1636 г.) и «Замок Стен» (1637 г.), обязаны своим появлением приобретению Рубенсом в 1635 г. брабантского поместья Элевейт неподалёку от Мехелена. Средства на покупку доставил полученный от испанского короля заказ на 120 иллюстраций к текстам классических авторов, преимущественно древнеримского поэта Публия Овидия Назона (43 г. до н.э. – 17/18 г. н.э.). Теперь Рубенс имел больше досуга и в выборе тем мог чаще руководствоваться собственным влечением, не перставая выполнять и многочисленные заказы. Жизнь в сельской местности приблизила Рубенса не только к природе, но и крестьянам. В таких вещах, как «Кермеса» (1638 г.), он пытается превзойти Брейгеля в изображении разудалой стихии народного праздника. Но работать ему с каждым годом становилось всё труднее из-за быстро прогрессирующей подагры. В 1640 г. Рубенса не стало. Он сошёл со сцены в полном расцвете своих творческих сил, но его жизненная задача была выполнена: благодаря ему фламандская школа приобрела мировое значение. Тесно связанный со всей культурой своего времени, Рубенс является во многом и типичнейшим представителем стиля барокко: в его творчестве чувства преобладают над рассудочностью, виден динамизм форм и торжество декоративного начала. Вместе с тем искусство Рубенса чрезвычайно самобытно и реалистично: что бы он ни писал, его образы никогда не теряют верности реальному миру. Жизненный нерв его творчества составляют свежесть восприятия действительности и способность придать всему изображаемому убедительность правды. В его антверпенском доме после реставрации был открыт (в 1947 г.) музей.



 
PR-CY.ru