ПРОТЕСТАНТИЗМ, протестантство - Страница 11

С точки зрения протестантской антропологии, которая использует идеи виднейшего представителя западной патристики Августина Блаженного (354–430 гг.), человеческая природа настолько искажена вследствие грехопадения, что образ и подобие Божье в ней утрачены, и это не допускает никаких человеческих заслуг в деле спасения. Воля падшего человека порабощена и направлена только ко злу, и самостоятельно творить добро он не может. В работах Мартина Лютера «О рабстве воли» и Жана Кальвина «Наставление в христианской вере» последовательно проводится концепция зависимости человеческой воли и строгого Божественного предопределения. Этот антропологический пессимизм приводит протестантизм к выводу, что спасение возможно «Sola Fide» («Только верой») и «Sola Gratia» («Только благодатью»). С точки зрения протестантизма, всё, что человек получает от Бога, есть свободный дар, а не оплата каких-либо заслуг (протестантизм полностью отрицает католическое учение о сверхдолжной благодати). К этим принципам кальвинизм добавил ещё одну формулу – «Soli Deo Gloria» («Только Богу слава»), означающую не только подчёркивание всевластия Бога, но и того, что только Он своей волей спасает грешных людей. Инициатор Реформации Мартин Лютер писал: человека спасает только вера, однако только всемогущий Господь может даровать (или не даровать) её человеку. Вера, следовательно, есть благодать Божья. Утверждая, что лишь некоторые избранные Богом могут иметь веру, он допускал в какой-то форме существование предопределения, не возводя это, подобно основателю кальвинизма Жану Кальвину, в догмат теории. Это относительное безразличие к вопросу о предопределении происходило от убеждения, что человек не может спастись в земной жизни, независимо от того, обладает он верой или нет. В «Трактате о предопределении» Жан Кальвин писал: «Прежде сотворения мира Бог определил, в собственном совете, тех, кого захотел спасти во всём человеческом роде, и сотворил Адама, обречённого самой своей природой проклятию на вечные времена, как обречены проклятию за его грех и все его потомки. От того самого декрета зависит различие между праведными и отверженными: поскольку Бог первых предназначил к спасению, а вторых к погибели вечной…» Спасению верой он противопоставил свою теорию абсолютного предопределения. 1. Бог навечно избрал несколько тварей, предназначенных к вечной жизни со Христом, безотносительно их веры или их дел; остальное человечество обречено на временную земную жизнь во грехе и вечное проклятие (учение о богоизбранности). 2. Страданиями Христа искупление дано избранным, и только избранным; искупление не носит всеобщего характера (учение об искуплении избранных). 3. Первородный грех не позволяет человеку вообще творить добро (учение о нравственном бессилии падшего человека); все люди заслуживают тем самым вечного проклятия. 4. Однако, благодаря необоримой благодати, избранные, призванные Божественным Словом и Духом Святым, каковы бы ни были их грехи и их дела, не могут не подчиниться этому призыву, и тем самым предназначены к спасению. 5. Избранные спасутся неизбежно: благодать Божья необратима и приобретается навечно (учение об абсолютном предопределении). В «Аугсбургском исповедании веры» (артикул IV) говорится: «Дела наши не могут примирить нас с Богом и снискать нам благодать… Тот, кто думает, что он может достичь этого своими делами, и хочет таким образом обрести благодать, тот презирает Христа и ищет собственного пути к Богу, противоречащего Евангелию. …Ибо без веры и без Христа человеческая природа и человеческие способности слишком слабы, чтобы совершать добрые дела, призывать Бога, терпеливо переносить страдания, любить ближнего, исполнять возложенные на него поручения, блюсти послушание, избегать разврата и т.д. Такие поистине добрые и праведные дела не могут совершаться без помощи Христа, как Он сам говорит в Евангелии от Иоанна (15:5): «Без Меня не можете сделать ничего»».

 



 
PR-CY.ru