ПРОТЕСТАНТИЗМ, протестантство - Страница 13

В соответствии с его тремя главными постулатами – един Бог, едино Писание и едина благодать – обряды не играют здесь такой важной роли, как в католицизме. В силу постулата о «всеобщем священстве» верующих протестанты не нуждаются в посредничестве священника для достижения спасения. Всё это выразилось в характерном для протестантизма представлении о «всеобщности священства», при котором все крещёные христиане предстоят Богу во Христе без человеческих посредников (1 Пет. 2:9), и, таким образом, все христиане являются священниками. Поэтому духовенство в протестантизме выборное и несёт только организационную, но не священническую функцию (в дальнейшем этот принцип подвергся ревизии, особенно в англиканстве). Это означает также, что церковь как верующий народ Божий создаётся не иерархией или институтами веры, а через непосредственное Божественное избрание и призвание людей ко Христу через Евангелие. Принцип личной веры является основанием учения о видимой и невидимой церкви. Уже Мартин Лютер, развивая мысль Августина Блаженного, кроме видимой церкви как собрания верующих, признавал невидимую церковь как сообщество всех спасённых, т.е. разделял внешнюю и истинную принадлежность к церкви. При этом границы видимой и невидимой церкви могут не совпадать: верующие могут находиться и вне видимой церкви, а в её ограде могут быть и люди, не имеющие веры. Принадлежность к невидимой общности («собрания святых и истинно верующих»), таким образом, зависит не от формального членства, а от личной веры человека. В протестантизме сравнительно меньшее значение имеют христианские таинства (те, которые упомянуты в Евангелии) – крещение и евхаристия, остальные в качестве таинств не признаются. Лютеране и реформаты признают только два таинства, установленные самим Христом: крещение и причастие. Однако если лютеране придают равное значение таинствам и проповеди, реформаты выше ставят проповедь. В отношении таинства причастия лютеране исповедуют единосущность (одновременное присутствие в хлебе и вине причастия тела и крови Христа), тогда как кальвинисты полагают, что никакого изменения материальных веществ не происходит, а Христос присутствует только Духом Святым. Помимо двух таинств, протестанты признают некоторые обряды: конфирмацию, брак и погребение. Наконец, протестантизм делает акцент на простоте культа: отсюда скромные одежды пасторов, скупое убранство культовых помещений (поскольку искусство не считается средством возвышения души), простота песнопений. В Виттенбергском соглашении (1536 г.) записано: «Веруем, что по слову Иринея, две реальности в евхаристии, одна земная, другая небесная. Они (католики) думают и учат, что тело и кровь Христа истинно и существенно присутствуют, возникают и принимаются с хлебом и вином». Жан Кальвин в «Исповедание веры» пишет: «Тайная вечеря Спасителя нашего есть знак, посредством коего под видом вина и хлеба нам передаётся истинное духовное сообщение, что мы обладаем Его телом и кровью».



 
PR-CY.ru