ПРОТЕСТАНТИЗМ, протестантство - Страница 10

В лютеранстве ещё со времени религиозных войн господствовал принцип подчинения церкви светской власти (что отражено в решениях первого Шпейерского рейхстага 1526 г.). Подчинённость церкви характерна и для англиканства, оформленного в конфессию по прямой инициативе государства при Генрихе VIII Тюдоре (так называемая королевская Реформация). Напротив, кальвинизм развил учение о церкви и государстве, близкое к средневековому и содержащее элементы теократии. В «Наставлении в христианской вере» Жан Кальвин развивает положение, что государство в своей деятельности должно руководствоваться требованиями христианского нравственного закона и признавать доминирование церкви. С принятием кальвинизма в качестве государственной религии в Шотландии была реализована модель ковенанта (союза-договора) между церковью и государством с целью защиты церкви. В дальнейшем, с возникновением сепаратистских течений – конгрегационализма и баптизма, протестантизм поставил вопрос о полной независимости церковных общин от государства и о свободе вероисповедания. В отличие от католицизма или православия протестантизм не имеет единого центра, и даже отдельные конфессии обычно имеют не централизованную, а сетевую структуру. Каждая протестантская конфессия, как правило, имеет собственные объединения, такие как Всемирный лютеранский союз, Всемирный реформатский альянс, Англиканское содружество, Всемирный методистский совет и др. Кроме этого, в протестантизме зародилось экуменическое движение (см. Экуменизм). В работах его основоположников (Д. Мотта, Р. Гардинера, У. Виссерт-Хуфта) делается акцент на преобразование миссионерской практики путём привлечения к участию в ней всех христианских конфессий, а также на совместное участие в благотворительности, делах милосердия и т.д. Своё оформление эти идеи нашли в документах Эдинбургской миссионерской конференции (1910 г.), комиссии «Вера и церковное устройство» (возникшей в Женеве в 1920 г.), движении «Жизнь и деятельность» и других первых экуменических организаций, где подчёркивалось значение единства церкви с точки зрения Божественного замысла и необходимость в единении всех христиан. Итак, основные принципы Реформации, используемые всеми протестантами, следующие: «Sola Scriptura» («Только Писание») – признание Священного Писания единственным авторитетом для церкви, не связанным церковным или папским преданием и учительством, хотя роль Священного Предания полностью не отрицается (практически каждая протестантская конфессия имеет свой набор символических книг). Тем не менее, истинным содержанием Священного Писания является, в первую очередь, его буквальный, а не аллегорический смысл, и оно толкуется с помощью самого себя («Писание толкует Писание»), а не посторонних ему источников. Этот принцип привёл протестантов к опоре на оригинальный библейский текст, отказу от неточного латинского текста Вульгаты и распространению переводов Библии на национальные языки (первые такие переводы были выполнены Уильямом Тиндейлом (около 1496–1436 гг.) в Англии и Мартином Лютером в Германии), а также стремление сделать Священное Писание общедоступным, что стимулировало развитие книгопечатания. При этом протестантизм даёт каждому верующему право не только на чтение Священного Писания, но и на его самостоятельную интерпретацию и экзегезу (см. Экзегеза), как правило, недопустимую в православии и католицизме. Однако классический протестантизм (кальвинизм и в какой-то мере лютеранство) несколько более жёстко, чем современные протестантские традиции, регламентирует личную экзегезу, что связано с авторитетом символических книг, без которых проблема толкования Священного Писания для протестантизма в принципе неразрешима. Догматика протестантизма в целом следует Никео-Цареградскому Символу веры при добавлении католического filioque (см. Филиокве), но в отличие от католицизма Реформация существенно по-иному трактовала проблему предопределения, грехопадения, оправдания и спасения.

 



 
PR-CY.ru