ПЕТР - Страница 11

Подробный рассказ о событиях в Брянске в 1310 г. содержится в Симеоновской летописи и восходит к Своду 1408 г. (Троицкой летописи) и ярко отражает ту ожесточенную борьбу за Брянск между различными княжескими династиями, которая шла на протяжении всего XIV в. Важнейшее военно-стратегическое значение Брянска, его расположение на перекрестке торговых путей влекли сюда князей черниговского, смоленского и московского дома, а также литовцев и татар. Вероятно, в борьбе за влияние на этом регионе участвовали и тверские князья. Иерархи часто бывали в Брянске, т.к. через этот город шла кратчайшая дорога из Северо-Восточной Руси в Киев и далее – в Константинополь. В итоге борьба за Брянск носила очень напряженный и сложный характер. Летописное повествование о брянской «замятне» 1310 г. записано со слов очевидца. Таким очевидцем-информатором мог быть либо сам митрополит Петр, либо кто-то из его ближайшего окружения. Наконец, святитель понял, что жить ему осталось совсем недолго. И тогда он явно для всех определил выбор, начав на свои средства строительство Успенского собора в Москве и обозначив в нем место для своей гробницы. Расположение Москвы на границе двух политических и историко-культурных миров (Киево-Черниговского и Ростово-Суздальского) стало важнейшей предпосылкой выбора Петра, а политическое благоразумие Даниловичей окончательно склонило чашу весов. Дата кончины митрополита Петра, тесно связанная с датой закладки собора, также является для исследователей спорной. Более вероятным является следующий порядок событий. Закладка Успенского собора и кончина митрополита Петра относятся соответственно к августу и декабрю 1325 г. Осенью 1325 г. Иван Калита был в Орде в связи с той тяжбой за великое княжение Владимирское, которая началась после казни Дмитрия Тверского 15 сентября этого года. Вероятно, он и Александр Тверской были вызваны в Орду еще летом 1325 г., чтобы присутствовать на суде и казни и сделать соответствующие выводы. После гибели Дмитрия Тверского спор за великое княжение Владимирское продолжался полтора–два месяца. Хан предпочел отдать ярлык Александру Михайловичу. Сразу после этого Иван Данилович поспешил обратно в Москву, выехав из Орды где-то в ноябре 1325 г. Через месяц он был уже дома. Однако митрополит скончался за день до его приезда. Закладка Успенского собора состоялась в отсутствие Калиты, по инициативе и на средства митрополита Петра, что и зафиксировали некоторые летописи. В этой самостоятельности святителя был заложен особый смысл: при таком раскладе никто не мог обвинить Ивана Калиту в том, что у него водятся лишние деньги. Обвинений в свой адрес митрополит не боялся хотя бы потому, что стоял уже на пороге вечности. Погребен был святитель в еще незаконченной стене. Впрочем, поступок митрополита Петра мог бы и не иметь того важного значения для его преемников, если бы вскоре после того Москва не сделалась великокняжеской столицей.

 



 
PR-CY.ru