ПАСХАЛИИ - Страница 3

За первый год цикла Александрийская церковь приняла так называемую эру Диоклетиана (285 г.), когда пасхальное новолуние приходилось на 23 марта, а первое новолуние года на 23 января. На этот же день по Метонову циклу приходится возолуние в году, предшествовавшем христианской эре. Этот год принят Дионисием Малым за исходный. Число, показывающее место какого-нибудь года в цикле, называется золотым числом. Происхождение этого названия спорно. Евреи, тоже употреблявшие цикл Метона, принимали его начало на три года позже, чем Александрийская церковь и Дионисий, причем в этом передвинутом цикле новолуние в начальном году падает на 1 января. Этот цикл под названием пасхального круга луны употребляется в пасхалиях православной церкви. Для отличия Дионисий называет один из этих циклов riclus lunaris (еврейский), другой – ciclus decemnovennalis. Указанное превышение 19 юлианских лет над 235 синодическими месяцами обусловливает отставание новолуний, вычисленных по циклу Метона, от действительных, астрономических. Каждые 310 лет накапливается один день. К концу XIX в. эта разница составила более пяти дней. Например, пасхальное новолуние 1897 г., вычисленное по циклу, было 27 марта, между тем как астрономическое – 21 марта вечером. Из всех практических формул, предложенных для вычисления дня Пасхи на основании вышеприведенных правил, безусловно, простейшие и удобнейшие принадлежат Гауссу. Они состоят в следующем. Назовем через а остаток от деления числа года на 19, через b остаток от деления его на 4 и через с от деления на 7. Далее, остаток от деления величины 19а + 15 на 30 назовем d и остаток от деления 2b + 4c + 6d + 6 на 7 пусть будет е. День Пасхи будет 22 + d + е марта или, что то же самое, d + e – 9 апреля. В этих семи строчках заключается полная пасхалия юлианского календаря, принятого православной церковью. Пример: для 1897 г. а = 16, b = 1, с = 0, d = 19, е = 3, день Пасхи 13 апреля. Из выражения 22 + d + е марта видно, что самая ранняя Пасха (при d = е = 0) может наступить 22 марта; это ясно и из смысла правил. С другой стороны, наибольшее значение для е равно шести, и из решения неопределенного уравнения следует, что вследствие условия а меньше 19, d не может быть равным 29, а только достигать 28. Поэтому самая поздняя Пасха бывает 25 апреля. Правила празднования дня Пасхи иногда перефразируются следующим образом. Пасху должно праздновать в первое Воскресенье после полнолуния, которое случится не ранее 19 марта, причем, день полнолуния определяется по пасхальному кругу луны согласно церковным предписаниям. Если отысканное таким образом мартовское полнолуние случится ранее 19 марта, то Пасху должно праздновать в первое воскресенье после следующего полнолуния, которое будет через 30 дней, в апреле. В обоих случаях, если полнолуние падет на пятницу, субботу или воскресенье, Пасху должно праздновать через неделю – в следующее воскресенье. В этом виде правила сформулированы профессором Савичем. Они совпадают с приведенными выше. При введении в 1582 г. григорианского календаря основные правила для вычисления дня Пасхи остались те же. Но вследствие произведенных в календаре перемен день Пасхи, вообще говоря, не совпадает с вычисленным по юлианскому календарю. Нужно заметить, что в григорианском календаре не соблюдено то правило, что христианская Пасха празднуется после еврейской: иногда она совпадает с еврейской, иногда же приходится на лунацию раньше.

 



 
PR-CY.ru