ПАСХАЛИИ - Страница 2

В современном еврейском календаре месяцы уже не устанавливаются, как это было в древности, непосредственным наблюдением лунных фаз, но определяются по циклу. Так как начало каждого месяца совпадает с некоторым, в сущности, фиктивным новолунием (молед), то 15-й день совпадает с полнолунием. Месяц нисан всего ближе подходит к нашему марту, поэтому постановление о еврейской Пасхе можно формулировать так, что она празднуется в первое весеннее полнолуние, вычисленное по известным предписаниям. Относительно установления праздника христианской Пасхи, дня ее первоначального празднования, а также споров, волновавших древние церкви по поводу этого вопроса, то см. ст. Пасха. Нужно полагать, что уже в III в, благодаря трудам Александрийской церкви, считавшейся наиболее ученой, были выработаны правила, подтвержденные Никейским и Антиохийским соборами и сохранившиеся в полной силе до нашего времени. А именно: праздновать христианскую Пасху нужно после еврейской Пасхи, в первый воскресный день после того полнолуния, которое, будучи вычислено по известным предписаниям, случится в день весеннего равноденствия или непосредственно после него. За день весеннего равноденствия принято было 21 марта. Для вычисления фаз луны употреблялись так называемые циклы луны, т.е. периоды, по прошествии которых фазы луны возвращались приблизительно в те же дни юлианского года. Таких циклов употреблялось несколько. Сохранились пасхальные правила епископа Ипполита, которые достроены были на 16-летнем цикле. Римская церковь почти до VI в. употребляла 84-летний цикл. Александрийская церковь ввела наиболее точный 19-летний цикл, открытый афинянином Метоном и употреблявшийся еще в календаре греков. Так как Александрийской церкви соборами было поручено следить за правильностью празднования дня Пасхи, то она в конце IV в. вступила в жаркий спор с Римом, указывая на допущенные неправильности из-за принятого там 84-летнего цикла. С тех пор 19-летний Метонов цикл вошел понемногу в употребление и в западных церквах, но окончательно утвердился только благодаря трудам Дионисия Малого. Вследствие принятых правил необходимо знать на каждый год воскресные дни в марте и день пасхального полнолуния. Воскресные дни определяются из того положения, что в году, предшествующем христианской эре (високосном), который иногда неправильно называется нулевым годом нашего летосчисления, воскресенья падали на 7, 14, 21, 28 марта. Далее, в каждый простой год, состоящий из 52 недель и 1 дня, воскресенья отступают по числам на единицу, в високосном же, состоящем из 52 недель и 2 дней, на две единицы. Лунный цикл Метона заключает в себе 19 юлианских лет в 365,25 дней и почти 235 синодических месяцев луны в 29,53059 дней. Разность между этими двумя периодами равна 0,0613 дня. Лунные месяцы в этом цикле состоят поочередно из 30 и 29 дней, причем, когда юлианский год содержит 13 новолуний, то в конце его вставляется добавочный месяц в 30 дней, в конце же последнего, 19-го года цикла – месяц в 29 дней. При этом распределении февраль всегда считается в 28 дней (постоянный календарь), так что лунный месяц, на который приходится 25 февраля, вставной день високосного года, в действительности увеличивается на один день. Так как январь и февраль составляют 59 дней, то отсюда следует, что одни и те же цикловые фазы луны придутся на одни и те же числа января и марта. Древние наблюдали собственно не новолуние, но первое появление молодой луны. Промежуток времени между этим появлением и полнолунием равен приблизительно 13 дням, и потому в пасхалиях полнолуние определяется из новолуния прибавкой в 13 дней. Пасхальное полнолуние носит название пасхального предела.

 



 
PR-CY.ru