Словарь по христианству П ПАСХАЛИИ

ПАСХАЛИИ

ПАСХАЛИИ – сборники правил и таблиц для подсчета дат празднования христианской Пасхи и связанных с ней так называемых «подвижных праздников» (Великого поста, Вознесения Господня и Троицы). Основными факторами для составления пасхальных таблиц служат лунный и солнечный циклы. Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г., Никея, Малая Азия) Пасху следует отмечать в первое воскресенье, наступающее вслед за полнолунием, которое либо совпадает с весенним равноденствием, либо наступает после него. Не допускается совпадение христианской Пасхи с Пасхой иудейской. В противном случае празднование христианской Пасхи переносится на первый воскресный день после дня иудейской Пасхи. Таким образом, день празднования христианской Пасхи оказывается в пределах от 22 марта до 25 апреля старого стиля или от 4 апреля до 8 мая нового стиля. Вычисление дня Пасхи зависит от принятого данной церковью календаря. Поэтому празднование Пасхи не совпадает в восточно-православных церквах (Русской, Болгарской, Иерусалимской Сербской православной и др.), использующих для ее определения юлианский календарь, и в западных церквах, использующих григорианский календарь. Пасхалии составляются на много лет вперед. Иудейская Пасха празднуется 15 числа месяца нисана, на основании предписаний, изложенных в книге Исход, а также лунно-солнечного календаря, окончательно принятого евреями в эпоху второго храма. Таким образом, у евреев праздник Пасхи является неподвижным. За исходный пункт еврейского летосчисления принят так называемый молед создания или молед месяца тишри первого года, имевший место, по исчислениям евреев, в 3761 г. до н.э., 7 октября в 5 часов 204 хлаким (хлак – 1/1080 доля часа) после шести часов вечера под меридианом Иерусалима, или, по нашему делению дня, 6 октября в 11 часов 11 минут вечера. Согласно мнению некоторых раввинов, этот молед наступил в год перед творением, когда, по выражению книги Бытия (1:2), господствовала thohu webohu (тоху вебоху). Поэтому еврейскими хронологами этот молед называется moled thohu. За промежуток времени между двумя новолуниями принято 29 дней 12 часов 793 хлаким, что представляет Гиппархово определение синодического месяца луны. Так как все изменения происходят в первой половине года, от тишри до нисана, то число дней, протекающих от Пасхи до нового года, всегда равно 163, и поэтому безразлично, вычислять ли день Пасхи или 1 тишри следующего года. Подробные правила вычисления изложены в книге Моисея Маймонида «Kiddusch hachodesch» («Киддуш ха-ходеш»). Следующие замечательные по простоте правила для вычисления дня еврейской Пасхи в году юлианского календаря даны знаменитым математиком Гауссом без доказательства в «Monatliche Correspondeoz» за 1802 г. Доказаны эти правила Cysa de Cresy в «Записках Туринской академии наук» (1818 г.). Пусть В есть число года христианского летосчисления, т.е. В = Л – 3760, где А – число года еврейского летосчисления. Назовем остаток от деления 12B +12 на 19 через а; остаток от деления В на 4 через b. Составим величину: М + m – 20,0955877 + 1,5542418a + 0,25b – 0,003177794B, где М – целое число, а т – правильная дробь. Наконец, найдем остаток с от деления величины М + 3В + 5b +1 на 7. Тогда: 1) если с = 2 или 4, или 6, то еврейская Пасха празднуется М + 1 марта (или, что то же, M – 30 апреля) старого стиля. 2) если с = 1, притом а > 6 и, кроме того, т > 0,63287037, то Пасха будет иметь место М + 2 марта. 3) если сразу с = 0, а >  0,89772376, то день Пасхи будет М +1 марта. 4) во всех остальных случаях Пасха празднуется М марта.³11 и m. Вследствие сказанного выше, 1 тишри следующего года настудит Р + 10 августа или Р – 21 сентября, где Р – день Пасхи в марте. Вообще говоря, достаточно вычислять с точностью до второго десятичного знака. Более точное вычисление необходимо только в чрезвычайно редких сомнительных случаях. Пример: если B = 1897, то а = 14, b = 1, M + m = 36,04, т.е. M = 36, m = 0,04, с = 0. День Пасхи: 36 марта, или 5 апрели старого стиля. Новый год настудил 15 сентября.

 



 
PR-CY.ru