НЕКТАРИЙ Критянин - Страница 13

К этому царь прибавляет: «Мы же паки милость и жалованья матери нашей Восточной и питательной великой Церкви не будем в забвеньи никогда, токмо и поболыпие призирати будем». В заключение грамоты государь, прося молитв и благословения патриарха, ходатайствует перед ним за Паисия Лигарида: «Возвещаем о митрополите Газском Паисея, котораго имеем в царском нашем дворе яко велия учителя и переводчика нашего, чтобы имел первую честь и славу такоже и по-прежнему, понеже некие злорадочники от зависти своей зазлословили ко святительству вашему и в безщестии извергнули и оставили его, и о том зело-зело опечаловалися мы, ведучи незлобия его и благодатства его, яко много тружался и постился в стране нашей на Соборе и о смирении (исправлении) Христовой Церкви труждался словом и делом вельми, еже бы прияти честь, но получил безчестье и срамоту. И сего ради просим и молим отписать, чтоб ему прияти прежнюю его честь, яко нам ведомо житие его и пребывание его и свидетельствуем архиереем добрым и честное житие раба, а которые иноки его оглашали и предали, не дружа сказали, очи бо ушей вернее. Тако молим просим, да обрящем прошение наше, ведучи, яко сколько не учинилося, и то учинилося с зависти и по недружбе человека». Московский патриарх Иоасаф II (1667–1672 гг.), со своей стороны, тоже писал патриарху Нектарию грамоту от 4 июня 1669 г., в которой ходатайствовал перед ним о прощении и разрешении Паисия Лигарида. Ещё с послом Нестеровым патриарх Иоасаф II извещал Нектария о своём вступлении на патриаршую Московскую кафедру, причём дослал ему 100 золотых, сорок соболей и 10 аршин бархату. Со своей стороны, Нектарий тогда же ответил Иоасафу присылкой особой грамоты (которая, впрочем, не дошла до нас). Теперь Иоасаф II, прежде всего, благодарит Нектария за присылку ему грамоты: «Велиим о Христе Господе сердце наше разширися веселием и ум неизречённою исполнися радостью, егда приемше ответное вашего преблаженства на мерности нашея послание писание, обретох в нём истинную, якоже подобает учеником Христовым имети, любовь... Аз благодарей сый всячески обещания вашего, еже сотвори блаженство ваше, о молитвах святых мерности нашей, о блаженной жизни нашей временней же и вечней... Увещание ваше братолюбное о мирном строении Церкве и о добром пасении словеснаго стада Христова, любезно целуя твердым незабвения ваялом изваах на скрижалех сердца моего... На преслании архипастырскаго ти  благословения всему стаду Христову, жезлом правимому мерности нашея, духовным же и мирским, велим же и малым, не малое, но великое, яко же достоит великого Бога великому архиерей, именем всех пресылаем поклонение, с лобзанием десницы тя благословящия». После этого вступления патриарх переходит к самому делу, по поводу которого он собственно обращается к Нектарию с грамотой: «О всех писанных к нам вами радуемся, точию едина печаль, аки даждь во время жатвы, ущербляет ведро веселия нашего: еже есть о запрещении и отлучении от всякого священнодействия Паисия Лигаридиа. О сём, как и где прежде живяше, несть нам известие совершенно, но отнележе пришедша его в царствующий и богоспасаемый град Москву, познахом за девять лет и ничесоже видехом по нём неистово и безчинно, – паче же премногие его труды премудрии многую пользу Церкви Великороссийстей принесоша, их же мы благодарни суще, надежно молим братолюбие ваше, да не презриши прошения мерности нашей, даруеши ему оставление вины его, кая-либо есть пред святостью вашею, и благоволиши прислати ему писанием своим архипастырским прощение и благословение, зане же всяческое являет по себе смирение и благопокорство к твоему преблаженству, яко законному архипастырю своему, и молил есть со многократным стужанием благочестивейшего самодержца о отпущении к святительству твоему ради взыскания прощения, яко же устне предостоверный свидетель, святейший и всеблаженнейший Паисий, патриарх великаго града Александрии и судия Вселенский, о всех может известити. Но благочестивейший, тишайший, самодержавнейший великий государь, царь и великий князь Алексий Михаилович, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, благоволил его удержати благословных ради вин, сиречь совершения ради зачатаго толкования нужнейших неких таинописании, и обещал ему к вашему святительству ходатай быти о прощении. Тем же аз молю твое преблаженство, поминающе Христово слово: будите милосерды, яко же и Отец ваш милосерд есть, и ону молитву повсядневную: и остави нам долги наша, яко и мы оставляем должником нашим, – сотвори с ним, всячески смиренно твоему жезлу архипастырскому преклоняющимся, отеческое милосердие и остави долг его, дарующе прощение и благословение; будет Отцу Небесному благоприятно, царю благочестивейшему радостно, и всей Церкви Российстей душеполезно. О сём прилежное наше многократно усугубляюще прошение, да исполнену и совершенну нашу радость соверши, имамы не забывати преблаженства вашего у престола Царя Небеснаго о милости, у земного же о милостыни, пособствия ради».

 



 
PR-CY.ru