Словарь по христианству Н НЕКТАРИЙ Критянин

НЕКТАРИЙ Критянин

НЕКТАРИЙ Критянин – Иерусалимский патриарх с 9 апреля 1661 г. по 19 января 1669 г. Принимал участие в разбирательстве ссоры между царём Алексеем Михайловичем (1645–1676 гг.) и патриархом Никоном (1652–1666 гг.). В противоположность другим восточным патриархам, действовавшим в угоду царю, Нектарий пытался стоять на почве справедливости и беспристрастия, но, как человек мало энергичный и болезненный, отстаивал своё мнение слабо и вяло. Его голос в защиту Никона прошёл бесследно. На неоднократные приглашения московского правительства лично прибыть в Москву Нектарий отвечал отказом. В своих посланиях, рисующих его личность в симпатичном свете, Нектарий открыто осуждал льстецов, оклеветавших Никона перед царём, и советовал царю примириться с его бывшим другом. В заслугу Нектария исследователи ставят то, что он открыл глаза московскому правительству на личность митрополита Газы Паисия Лигарида (1610–1678 гг.). Нектарий никогда не унижался до молений о милостыне и решительно отказался играть роль политического агента России в Палестине. Был он человеком очень болезненным, малоэнергичным, более склонным к спокойной кабинетной деятельности (за время своего патриаршества он не вступал даже в обычную для других патриархов борьбу с католиками и армянами). Исследователи на основании имеющихся документов не могут утверждать, чтобы он, став патриархом, извещал о своём избрании московское правительство особой грамотой или (подобно своим предшественникам) стремился войти в близкие сношения с московским правительством, заботился приобрести его особое расположение для получения милостыни и совсем не помышлял о тех политических затеях, которым так горячо был предан его предшественник Паисий (1645–1660 гг.). Но и при своём осторожном и сдержанном отношении к русскому правительству Нектарий все-таки поневоле должен был принять участие в тогдашних смутных русских церковных событиях, а именно, в суде над патриархом Никоном. В июле 1658 г. патриарх Никон неожиданно оставил патриарший престол и удалился в построенный им Воскресенский монастырь, не желая в то же время окончательно отказаться от патриаршества. Это обстоятельство поставило правительство в крайне затруднительное положение, т.к. выбор нового патриарха был невозможен, пока оставался нерешённым вопрос о Никоне. Собор в Москве 1660 г. должен был рассмотреть дело о Никоне. Было принято постановление: «Чужду быти Никону патриаршескаго престола и чести, вкупе и священства и ничем не обладать». По-видимому, после такого категорического решения о Никоне оставалось только приступить к избранию и постановлению нового патриарха. Но на такой шаг не решилось правительство, т.к. сам Никон открыто и решительно отрицал право подчинённых ему епископов судить его, признавая это право только за Константинопольским патриархом (архимандрит полоцкого Борисоглебского монастыря Игнатий Иевлевич, а затем и Епифаний Славинецкий тоже высказались против права Собора 1660 г. судить Никона). Учитывая эти обстоятельства, правительство было вынуждено признать Собор 1660 г. неудавшимся и отказаться от исполнения принятого на нём определения относительно Никона, из-за чего вопрос о Никоне по-прежнему остался открытым, и правительство по-прежнему не знало, что ему делать с бывшим патриархом. Тогда за решение этого дела взялся Газский митрополит Паисий Лигарид, прибывший в Москву 12 февраля 1662 г. по приглашению бывшего патриарха Никона, который думал найти в нём своего сторонника, а нашёл самого заклятого врага.

 



 
PR-CY.ru